Добросовестность поставщика по 44 фз как подтвердить

Содержание
  1. Добросовестность поставщика по 44-ФЗ : проверка поставщика, подтверждающие документы
  2. Для чего необходимо подтверждение добросовестности?
  3. Исключения
  4. Пошаговая инструкция по подтверждению добросовестности при антидемпинговых мерах, установленных по 44 и 223 ФЗ, после 1 июля 2019 года
  5. :
  6. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и информация подтверждающая добросовестность поставщика
  7. Антидемпинговые меры по 44 ФЗ: что это такое?
  8. Что такое добросовестность поставщика и как ее проверяют в 44‑ФЗ?
  9. Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков
  10. Обеспечение контракта
  11. Антидемпинговые меры
  12. Качественные критерии при оценке заявки
  13. Что хотят добавить?
  14. Как заказчику по 44-ФЗ понять, что поставщик добросовестный | Контур.Закупки
  15. Репутация в закупках
  16. Страховка для заказчика
  17. Если цена снизилась значительно
  18. Оценка заявок
  19. Грядущие изменения

Добросовестность поставщика по 44-ФЗ : проверка поставщика, подтверждающие документы

Добросовестность поставщика по 44 фз как подтвердить

Подтвердить добросовестность поставщика потребуется, когда у заказчика есть объективные причины для сомнений в благонадежности контрагента. Подтверждается добросовестность путем предоставления информации о факте исполнения государственных контрактов за определенный период времени.

Для чего необходимо подтверждение добросовестности?

Широкое распространение в рыночной экономике, а в госзаказе с момента существования рынка государственных закупок, получила распространение практика чрезмерного снижения цены, для достижения неких иных целей, помимо очевидного получения прибыли.

Этот метод конкурентной борьбы носит обобщенное название «демпинг», и является негативным элементом нормальных конкурентных отношений, поскольку в случае его применения иные участники рынка теряют возможность получить прибыль, а участник применивший демпинг чаще всего ее и не получит, сработав себе в убытки. Но поскольку на рынке государственных и муниципальных закупок самым распространенным критерием определения победителя торгов был и остается критерий самой низкой цены, то существование демпинга на этом рынке является необходимым атрибутом по нескольким причинам.

Во первых, это связано с несовершенством и необязательностью методики обоснования начальной цены государственными заказчиками. Это позволяет им устанавливать далеко не рыночные цены при публикации извещения. Как правило, заказчики намеренно завышают начальные цены, для того, чтобы торги с большей вероятностью состоялись, и у заказчика был минимален риск не освоения бюджетных средств.

По этой же причине, начальная цена и ее обоснование зачастую намеренно формируются под выделенные лимиты бюджетных обязательств. Установить это в большинстве случаев достаточно легко, следует только внимательно изучить обоснование начальной цены, где весьма распространенным явлением является использование абсолютно одинаковых цен при использовании разных источников информации о них.

Во вторых, снижение начальной цены, является в большинстве случаев, единственной возможностью победить на торгах, что в условиях развитой конкуренции на отдельных рынках, приводит к неизбежному демпингу. В период до вступления в силу 44 ФЗ, государство никак не регулировало и не защищало заказчиков от демпинга.

Но при подготовке проекта 44 ФЗ, обсуждение механизма борьбы с демпингом при осуществлении государственных закупок, было наиболее актуальным и острым вопросом, поскольку к тому моменту демпинг серьезно влиял на рынок госзаказа и нес в себе весьма существенные риски.

В результате появилась статья 37 44 ФЗ, которая содержала в себе механизм определения демпинга и способы защиты от него.

Было установлено, что по общему правилу демпингом является снижение начальной цены на 25 и более процентов от НМЦК. Таким образом, зачастую может сложиться ситуация, когда вопрос даже одной копейки может определить был демпинг или нет.

Учитывая распространенное завышение заказчиками начальной цены контракта, стоит отметить, что появление механизмов защиты от демпинга нисколько не снизило самое явление демпинга, он все так же распространён на рынке государственных закупок.

Отчасти это связано с тем, что сами механизмы не выглядят отпугивающими для большинства участников. Рассмотрим их подробнее.

В зависимости от величины начальной цены, существуют разные варианты действий при демпинге. Разграничительной суммой являются пятнадцать миллионов рублей.

Если НМЦК больше этой суммы, то в случае демпинга у победителя появляется обязанность увеличить начальный размер обеспечения исполнения контракта в полтора раза, в не зависимости от способа обеспечения, будь то банковская гарантия или сумма денежных средств, перечисленная на счет заказчика. Предоставление такого увеличенного размера обеспечения и будет подтверждать добросовестность поставщика.

Если же сумма начальной цены меньше 15 миллионов рублей, то тогда в случае демпинга законодатель предоставил победителю торгов выбор. Он может, как и в первом случае, увеличить в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо обеспечить подтверждение добросовестности поставщика в нематериальном виде.

Для этого, победитель торгов должен предоставить заказчику информацию о ранее заключенных и успешно исполненных государственных или муниципальных контрактах (далее — ГК).

В случае с конкурсом эта информация обязательно предоставляется в составе заявки на конкурс, а при проведении аукциона – при подписании проекта ГК со стороны поставщика.

Несмотря, на то, что 44 ФЗ добросовестность поставщика не раскрывает и не дает ему определения, косвенно из его норм можно определить, что эта характеристика поставщика, которая основывается на опыте предыдущего исполнения ГК. Соответственно такой контракт должен быть исполнен относительно недавно, до момента подачи заявки на участие в тендере, без нарушений со стороны поставщика. И здесь стоит обратить внимание на следующее.

Подтверждением добросовестности поставщика обязательно должен ГК, следовательно, не является подтверждением добросовестности обычные гражданско-правовые договоры, заключенные не с государственными заказчиками, а с другими представителями бизнеса или гражданами.

Так же, информация по этому ГК обязательно должна быть опубликована заказчиком в реестре контрактов, который находится по следующему адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 103 44 ФЗ не подлежат включению в реестр контрактов контракты, заключенные на основании пунктов 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46, 52 части 1 статьи 93 44 ФЗ.

Таким образом, достаточно распространенные контракты по пунктам 4 и 5, которые на бытовом уровне называются повсеместно как «закупки, договоры до 100 тысяч», «малые закупки», не будут подтверждать добросовестность поставщика. Следовательно, наилучшим вариантом для подтверждения по 44 ФЗ добросовестности поставщика являются контракты, заключенные в результате торгов.

Так же информация подтверждения добросовестности поставщика должна соответствовать одному из следующих условий:

  1. три и более ГК выполненные в течение года до дня подачи заявки без нарушений;
  2. 4 и более ГК, выполненные в течение 2 лет до дня подачи заявки, 75% которых без нарушений;
  3. три и более ГК выполненные в течение трех лет до дня подачи заявки без нарушений.

И во всех случаях цена одного из контрактов должна быть не меньше двадцати процентов предложения победителя.

Если внимательно посмотреть на вышеуказанные случаи, то вы явно увидите недоработку законодателя при их формировании, поскольку случай 3 полностью поглощает случай 1, а случай 2 по сути соответствует случаю 3. Поэтому рекомендую ориентироваться только на случай 3.

Форма подтверждения информации о добросовестности поставщика не установлена.

Но поскольку победитель торгов должен предоставить информацию из реестра контрактов, наиболее подходящим вариантом является предоставление реестровых номеров, с кратким перечислением в табличной форме основных условий, которым ГК должны соответствовать, чтобы подтвердить добросовестность поставщика. Не стоит направлять заказчику сканированные копии контрактов, с приложением платежных и приемочных документов, вся необходимая заказчику информация содержится в реестре контрактов.

Если заказчик из реестра контрактов, установит несоответствие информации вышеуказанным условиям, то участник будет признан уклонившимся от заключения ГК с дальнейшим включением в РНП при проведении аукциона. При проведении конкурса, его заявка будет отклонена.

Исключения

Выше мы рассмотрели общие правила антидемпинговых мер.

Но существуют некоторые исключения из них, в частности, если заказчик закупает продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарственные средства, топливо, то победитель, в случае демпинга, должен обосновать свое предложение путем представления гарантийного письма от производителя или документов, которые подтверждают возможность исполнения контракта по предложенной цене.

В случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств, демпингом признается снижение цены на двадцать пять и более процентов относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством. При этом снижение относительно начальной цены не берется в расчет.

Ну и конечно, антидемпинговые меры не применимы, если заказчиком не установлено обеспечение исполнения контракта.

Пошаговая инструкция по подтверждению добросовестности при антидемпинговых мерах, установленных по 44 и 223 ФЗ, после 1 июля 2019 года

Добросовестность поставщика по 44 фз как подтвердить

В материале пошагово рассказано, как участнику закупок, имеющему опыт выполнения контрактов, подтвердить свою добросовестность и не предоставлять увеличенное обеспечение исполнения заключаемого контракта или договора.

Законодатель снова изменил правила, по которым заказчики могут «подстраховаться» от чрезмерного снижения цены контрактов и договоров – повышенными требованиями к обеспечению выполнения участниками, сильно снизившими начальную цену, своих обязательств. В ряде случаев участники с положительным опытом исполнения своих обязательств могут «уйти» от применения к ним таких антидемпинговых мери после 01.07.2019 года:

Как видно из схемы, возможны случаи при снижении цены лота не предоставлять увеличенный размер обеспечения исполнения. При этом по 44-ФЗ порядок четко урегулирован законом, а по 223-ФЗ всё очень индивидуально, пока еще сильно зависит от утвержденных заказчиком Положения о закупках и тендерной документации.

Статья 37 Закона о контрактной системе №44-ФЗ описывает случаи, когда участник размещения заказа вынужден или подтверждать свою добросовестность, или предоставлять обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза выше, чем было указано в документации о проведении закупки.

Информация, которую заказчики по 44-ФЗ принимают в качестве подтверждения добросовестности:

1) содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками по 44-ФЗ,

2) подтверждает исполнение участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов (с учетом правопреемства),

3) указанные контракты исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней),

4) цена одного из таких контрактов должна составлять не меньше 20% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Теперь объясним, как подтвердить добросовестность участника закупки при антидемпинговых мерах по 44-ФЗ для электронных конкурсов и аукционов.

Скачать файл “Подтверждение добросовестности”

ЭТАП 1. Поиск информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Информация об исполненных контрактах содержится в реестре контрактов. Ее находим здесь и нажимаем «Изменить параметры поиска».

В поле «Закон» должен быть отмечен «44-ФЗ»

В поле «Статус контракта» стоит «Исполнение завершено»

Прокручиваем вниз, открываем вкладку «Информация о поставщике»,

в поле «Поставщик (подрядчик, исполнитель)» вводим свой ИНН и нажимаем «Найти»

Получаем реестр исполненных вами контрактов со статусом «Исполнение завершено»

ЭТАП 2. Информация, подтверждающая исполнение участником контрактов.

После того, как вы отыскали все контракты, исполненные вашей организацией на данный момент, вы выбираете их них 3 контракта, которые будут отвечать следующим требованиям:

1) каждый контракт исполнен в течение трех лет до даты подачи заявки на участие (от самой ранней даты исполнения контракта информация о добросовестности будет «актуальной» только 3 года, фактическую дату исполнения смотрим по актам/накладным, размещенным заказчиками в ЕИС)

2) по всем выбранным контрактам отсутствуют неустойки, в том числе по документам, размещенным заказчиком в ЕИС

3) цена одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК заключаемого контракта (рекомендуем в файле с информацией о добросовестности указывать максимальную цену контракта, который вы можете заключать исходя из имеющегося опыта исполнения)

ЭТАП 3 (самый важный). Оформление документов для заказчика

Так как ФЗ-44 не конкретизирует, как участник закупки обязан предоставлять информацию о добросовестности, рекомендуем проявить максимум осмотрительности и оформить её следующим образом:

– создаете файл с названием «Подтверждение добросовестности»

– ссылки на выбранные согласно 2 этапа контракты размещаете в этот файл (указываете по каждому контракту реестровый номер закупки, наименование заказчика, № и дату контракта, сумму контракта, дату исполнения.

– по каждой выбранной Вами в подтверждение добросовестности закупке переходите в «Карточку контракта»:

– выбираете «Информация об исполнении (расторжении) контракта» – именно там в реестре контрактов содержится информация о применении к участнику неустоек (штрафов, пеней) по контракту

– затем по каждому выбранному на 2 этапе контракту:

1) вставляете ссылку на эту страницу,

2) делаете скриншот экрана со страницы «Информация об исполнении (расторжении) контракта»

В ИТОГЕ:

Вы направляете при подписании проекта контракта заказчику следующие документы:

1. Банковскую гарантию в размере, указанном в документации.

2. Файл с информацией о своей добросовестности.

Поздравляем!

Вы подтвердили добросовестность!

Скачать файл “Подтверждение добросовестности”

Теги: 44-ФЗ, 223-ФЗ, подтверждение добросовестности,

Количество просмотров: 14777

:

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и информация подтверждающая добросовестность поставщика

Добросовестность поставщика по 44 фз как подтвердить

Участник тендера рано или поздно сталкивается с демпингом в госзаказе. Само явление демпинг существует в сфере тендеров очень давно, практически с момента возникновения института государственных закупок в России. Понятие «антидемпинговые меры» в госзаказе появилось не так давно, а именно после принятия 44-ФЗ.

В действовавшем до 44-ФЗ законе №94-ФЗ такое понятие отсутствовало. При этом на практике демпинг в госзаказе конечно же был, но законодательно государство никак с этим явлением не пыталось бороться.

Что же из себя представляет «демпинг» в госзаказе на сегодняшней момент и какие способы борьбы с этим явлением применяются? Попробуем во всем разобраться!

Слово демпинг заимствовано от английского dumping, в переводе сброс (продажа по искусственно заниженным ценам). Чаще всего, демпинговые цены ниже рыночных и даже ниже себестоимости.

Чтобы понять природу это явления давайте с Вами разберемся в причинах использования демпинга в тендерах: 1. Вход поставщика на рынок, который уже поделен и нет иного способа на него попасть. 2.

Получение заказа у конкретного заказчика, чтобы начать с данным заказчиком сотрудничество с целью допродажи смежных услуг, работ, а также выход на более крупные контракты. 3.

Получение новых контрактов и получение необходимой квалификации для участия в крупных конкурсах, запросах предложений.

4. Игра по правилам, установленным государством, где ценовой показатель является в госзакупках наиболее важным и большинстве случаев решающим.

Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену.

Это справедливо, как для аукционов, так и для конкурсов и иных способов закупок. В подавляющем большинстве закупок коэффициент значимости выше для критерия «Цена», чем по другим оценочным критериям.

Не смотря, на то что государство создало условия для развития демпинга в госзаказе, оно же создало и антидемпинговые меры для борьбы с этим явлением.

Рассмотрим этот инструмент поподробнее.

Антидемпинговые меры по 44 ФЗ: что это такое?

Под демпингом в 44-ФЗ понимается снижение ценового предложения участника на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта.

То есть, если лимит закупки 1 000 000 рублей и ценовое предложение участника составляет 750 000 рублей или более, то такое предложение признается демпинговым, если поставщик предложит 750 001 рубль, то по закону это не демпинг.

Уловили тонкую грань? Один рубль или даже одна копейка может повлиять на то признается предложенная цена демпинговой или нет. Конечно же такой подход он формален и к рынку имеет опосредованное отношение. На рынке госзаказа свои правила и эти правила 44-ФЗ. Разберем антидемпинговые меры по 44 фз поподробнее.

Возможны две ситуации:

Вариант №1 Цена (НМЦ) закупки более 15 миллионов рублей. В этом случае, согласно ч. 1 ст.

37 44-ФЗ если цена победителя закупки является демпинговой и снижена на 25% и более, то заказчик заключает контракт с таким участником только после предоставления победителем обеспечения контракта с коэффициентом 1,5.

Но при этом сумма должна быть не менее, чем размер аванса (если аванс предусмотрен по закупочной документации и по проекту контракта). То есть участник закупки, предлагая цену на 25% и ниже цену от НМЦ должен быть готов в случае победы предоставить обеспечение контракта в 1,5 выше.

Обеспечение контракта участник на выбор может предоставить, как в виде банковской гарантии, так и перечислив денежные средства на счет заказчика. Конечно же, чаще всего поставщик выбирает обеспечение в виде банковской гарантии.

Вариант №2 Цена (НМЦ) закупки менее 15 миллионов рублей.

В этом случае у участника закупки есть выбор: — предоставить обеспечение контракта с коэффициентом 1,5 (как в варианте выше)

— предоставить в составе заявки документы, подтверждающие добросовестность поставщика на дату подачи заявки.

ВАЖНО: документы по добросовестности необходимо представлять в составе заявки на конкурс, то есть до определения победителя. Если Вы участвуете в аукционе, то такие документы предоставляются вместе с подписанным контрактом.

Рассмотрим, что понимается под «добросовестностью» поставщика» и подтверждающей информацией. Под добросовестностью поставщика понимается подтвержденный факт успешного исполнения контрактов с государственными заказчиками.

То есть, такие контракты должны быть завершены и информация о таких контрактах должна содержаться в реестре контрактов.

Кроме того, должны быть соблюдены условия по сроку давности таких контрактов, количеству и наличию или отсутствию штрафных санкций:

Вариант №1: 3 и более контракта в течении 1 года до даты подачи заявки, без неустоек.

Вариант №2: 4 и более контракта в течении 2 лет до даты подачи заявки, 75% контрактов без неустоек.
Вариант №3: 3 и более контракта в течении 3 лет до даты подачи заявки, без неустоек.
При этом, цена одного исполненного контракта должна быть не менее 20% ценового предложения участника в закупочной процедуре.

ВАЖНО: Обратите внимание на то что контракты, подтверждающие добросовестность обязательно должны быть внесены в реестр контрактов. Факт внесения такого контракта в реестр необходимо проверить самостоятельно.

Контракты, которые не внесены в реестр контрактов не могут быть использованы участников в качестве информации, подтверждающей добросовестность. В случае, если заключенный контракт отсутствует в реестре, то обратитесь к заказчику для уточнения причин.

Внесение контрактов в реестр — это обязанность заказчика, который также несет и административную ответственность.

На практике информация подтверждающая добросовестность может быть представлена поставщиком в виде справки с перечнем контрактов, которые соответствуют требованиям Варианта №1,2 или №3, которые мы с Вами разобрали выше.

В такой справке участник закупки может указать также и ссылку на записи в реестре контрактов.

В качестве подтверждения информации поставщик может приложить распечатки с реестра контрактов, а также сами копии исполненных договоров и актов (справку участник представляет обязательно, остальное по усмотрению).

В некоторых случаях заказчик может признать информацию подтверждающую добросовестность недостоверной если: — участником представлена информация по добросовестности по незавершенным контрактам — представленные сведения по контрактам, подтверждающим добросовестность отсутствуют в реестре контрактов

— не выполнены требования по количеству подтверждающих контрактов, сроку, отсутствию неустойки (в соответствии с вариантами 1,2,3 разобранными выше)

Такая ситуация может иметь далеко идущие последствия для поставщика с внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков, в случае участия в электронном конкурсе. В случае выявления заказчиком недостоверной информации в открытом конкурсе участник отделается отклонением заявки.

Вариант №1: В случае, если Заказчик проводит конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, то в конкурсной документации могут быть предусмотрены различные критерии оценки заявок с ценой снижения 25% и более от НМЦ и менее 25% от НМЦ.

Например, участник такого конкурса снижает цену на 25% и более, в этом случае Заказчик понижает коэффицент значимости для ценового предложения и устанавливает его равным не 60%, а 30%, для оценки квалификации коэффициент станет, например, не 40%, а 70%.

Таким образом, заявка «демпингующего» участника будет оцениваться так, что предлагать заниженную цену становиться не выгодно, так как участник в этом случае гарантированно наберет меньше баллов.

Эти цифры указаны для примера и естественно, что заказчик должен прописать в закупочной документации коэффициенты значимости и условия, при которых они будут применяться.

Вариант №2: В случае, если заказчик производит закупку товаров для жизнеобеспечения (продукты, средства для первой помощи, топливо и т.д.

), то участнику дополнительно к 1,5 кратному обеспечению контракта (или информация подтверждающая добросовестность) необходимо обосновать снижение ценового предложения путем представления: — гарантийного письма от производителя (с ценой и количеством товара) — документов, которые подтверждают факт наличия товара у участника процедуры

— иных документов

Вариант №3.

Антидемпинговые меры в некоторых случаях вообще не могут быть применены, например, в случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств (такой перечень утверждается Правительством РФ). Но цена лекарственных препаратов должна быть снижена не более 25% относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ.

Вариант №4: Антидемпинговые меры не применяются также и в случае, если заказчиком не установлено требование о обеспечении исполнения контракта.

Установление требования о обеспечении контракта это обязанность заказчика и в некоторых случаях заказчик вправе обеспечение контракта не устанавливать.

В этом случае у поставщика отсутствует необходимость предоставлять обеспечение контракта, предоставлять информацию подтверждающую добросовестность в составе заявки или предоставлять обеспечение контракта с коэффициентом 1,5.

Мы с Вами подробно разобрали антидемпинговые меры по 44 фз, рассмотрели во всех ньюансах добросовестность поставщика, способы подтверждения добросовестности.

А теперь давайте зададимся вопросом насколько эффективны данные меры, предложенные авторами 44-ФЗ? Дело в том, что точкой отсчета при определении демпинговая цена или не демпинговая предложена начальная максимальная цена контракта (НМЦ).

Но, как показывает практика НМЦ заказчик может сформировать и обосновать абсолютно любую, то есть это не рыночная цена. Если НМЦ 1 000 000 это совершенно не значит, что реальная стоимость товаров, работ, услуг является такой же, то есть 1 000 000 рублей.

Естественно, что заказчик заинтересован в том, чтобы процедура закупки состоялась. Поэтому заказчику выгодно формировать НМЦ выше реальной стоимости. Такая ситуация с формированием НМЦ выгодна также и поставщику, который при участии в закупке имеет возможность «скинуть» цену и побороться за заказ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цена поставщика сниженная на 25% и более от НМЦ не всегда может являться действительно демпинговой. Механизм, который заложен в 44-ФЗ для борьбы с демпингом нельзя назвать эффективным и продуманным.

Но следует отметить и тот, факт, что заказчик сам может создать условия для борьбы с демпингом, например выбирая процедуру закупки, в которой возможно установить коэффициент значимости по цене 30%.

Как показывает практика заказчик сам не всегда заинтересован бороться с демпингом, так как в сегодняшних нестабильных реалиях наименьшая цена контракта является важнейшим фактором при выборе поставщика.

Следует также понимать, что слишком низкая стоимость может стать причиной низкого качества поставляемых товаров работ, услуг. Заказчикам и поставщикам следует пытаться искать и находить золотую середину в этом непростом вопросе.

Что такое добросовестность поставщика и как ее проверяют в 44‑ФЗ?

Добросовестность поставщика по 44 фз как подтвердить

Статья актуальна на 20 сентября 2019

Заказчикам при определении победителя закупки важно не только сэкономить. Они хотят быть уверены, что победитель профессионально исполнит работы или поставит качественные товары. Мы собрали в одной статье все способы, которыми заказчик может отсеивать недобросовестных участников.

Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о Реестре недобросовестных поставщиков. В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется  реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта  в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.  

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
  • Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ. 
  • Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
  • Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).
  • Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
  • Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.  

Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

Вес цены и качества зависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут “весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку.  В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.

Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.

При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.  
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму  больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной.

Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок.

Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р1).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Как заказчику по 44-ФЗ понять, что поставщик добросовестный | Контур.Закупки

Добросовестность поставщика по 44 фз как подтвердить

Государственные заказчики в большинстве случаев ограничены в выборе контрагентов и должны придерживаться принципов экономии. Но также в их интересах, чтобы поставщик или подрядчик не подвел и выполнил контракт качественно и точно в срок. Поэтому заказчики уделяют внимание добросовестности участника. Посмотрим, как они это делают.

Репутация в закупках

Самое первое, что приходит на ум при оценке добросовестности — проверка в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Раньше заказчики были вправе установить в закупке требование, чтобы участник не фигурировал в этом реестре. Случалось, хотя и нечасто, что они этот факт не проверяли.

Теперь же, когда все торги идут на ЭТП, такая проверка проходит автоматически. Но есть нюансы:

  1. Если поставщик угодил в РНП по 44-ФЗ, подать заявку на тендер по этому закону до исключения из реестра он не сможет. А вот участвовать в торгах по 223-ФЗ или постановлению № 615 это не помешает. То же самое работает и наоборот. Дело в том, что РНП ведется по каждому типу торгов отдельно:
  2. Если поставщик был внесен в РНП уже после заключения контракта, на этом основании расторгать его неправомерно. На этот счет есть арбитражная практика, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14.

В РНП попадают поставщики, которые некачественно выполняют условия контракта, что приводит к его расторжению заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда. Также там рискуют оказаться те, кто не подписал контракт в срок или не перечислили его обеспечение (целиком или частично).

Страховка для заказчика

Некой гарантией для заказчика служит установление обеспечения контракта. Из него удерживаются суммы в счет возмещения ущерба, причиненного поставщиком заказчику. Размеры обеспечения могут быть в таких пределах:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • при НМЦК до 50 млн рублей включительно — от 5 до до 30%;
  • при НМЦК свыше 50 млн рублейот 10 до 30%;

Однако если закупка предполагает перечисление аванса, то обеспечение должно быть не менее его суммы.

Обеспечение нужно перевести до подписания контракта. Если поставщик добросовестно его исполнит, вся сумма обеспечения будет ему возвращена. Кроме денег, обеспечить контракт можно банковской гарантией.

Если цена снизилась значительно

Если поставщик демпингует, это невольно наталкивает на мысль — а сможет ли он качественно выполнить контракт? Возможно, он работает на репутацию и не гонится за прибылью в этом тендере. Но также может быть, что поставщик чего-то не учел, переоценил свои силы или планирует сэкономить, поступившись качеством.

Так или иначе, при падении в ходе торгов цены на 25% от НМЦК и более начинают работать антидемпинговые меры. Поставщик должен:

  1. Перечислить обеспечение в полуторном размере (для любых торгов, кроме закупки жизненно необходимых товаров — лекарств, топлива, продуктов).
  2. Перечислить обычное обеспечение и представить копии контрактов по 44-ФЗ, которые он исполнил (только если НМЦК менее 15 млн рулей). При этом объект закупки роли не играет. Подойдут как минимум 3 контракта, исполненные без штрафов за последние 3 года. Или 4 и более контракта за 2 последних года, из которых ¾ выполнены без штрафных санкций. Как минимум 1 контракт из представленных должен быть стоимостью не менее 20% от НМЦК той закупки, при участии в которой поставщик снизил цену. Исполненные контракты должны быть размещены в реестре контрактов по 44-ФЗ. Малые закупки для подтверждения не подойдут, поскольку они в реестр не вносятся.

При закупке товаров для жизнеобеспечения следует представить обоснование столь низкой цены. Это может быть, например, гарантийное письмо от производителя или документы, которые подтвердят наличие товара на складах исполнителя контракта.

Оценка заявок

Когда закупка проводится аукционом или запросом котировок, имеет значение только цена. Все остальные условия регламентируются в документации без каких-то вариантов.

Если проводится конкурс или запрос предложений, помимо стоимостных критериев оценки существует и нестоимостные. Это, например, квалифицированный персонал, наличие рекомендаций и другие.

Предельные величины значимости критериев определены в постановлении № 1085 от 28 ноября 2013 года и зависят от того, что именно закупается.

Например, при закупке товаров нестоимостные критерии могут иметь вес не более 30%, при закупке строительных работ — не более 20%. А вот при создании информационных систем для государства величина значимости нестоимостного критерия может достигать 70%.

В том же постановление приводятся правила расчета баллов, присуждаемых участнику при оценке его заявки. Они таковы:

  1. Чем больше контрактов, подтверждающих опыт, предоставит участник, тем больше будет его балл. Точное значение рассчитывается по специальной формуле.
  2. Также по формуле рассчитывается предельное необходимое число квалифицированных характеристик, минимальное или максимальное. Например, чтобы получить баллы за опыт, участник должен представить от 5 до 10 исполненных контрактов.
  3. Баллы присваиваются по шкале, где каждому их значению соответствует определенный диапазон показателя. Например, участник не представил контракты — ему присваивается 0 баллов, если он представил 1-3 контрактов — 5 баллов и так далее.

Если в заявке нет документов, подтверждающих опыт, то ее не отклонят. Но по этому нестоимостному критерию участник наберет 0 баллов.

Контракты могут быть как из реестра по 44-ФЗ, так и по закону 223-ФЗ. Подойдут и договоры, не связанные с государственными закупками. Участник может представить копии:

  • коммерческих договоров, в которых видно что и когда он поставлял или исполнял;
  • актов приемки выполненных работ и документов об оплате;
  • любых других документов, которыми будут подтверждены исполнены обязательства по договору.

В законе не прописано, что заявитель должен представлять документы, подтверждающие опыт, по тому же объекту закупки. Но арбитражная практика говорит о том, что заказчик вправе этого требовать.

Например, если закупаются строительные работы, то подтверждать опыт нужно исполненными строительными контрактами.

Также суды оставляют заказчикам право требовать предоставления договоров, которые исполнены без нарушений со стороны поставщика или подрядчика.

А вот следующие требования заказчика, по мнению арбитров, не являются правомерными:

  • чтобы договор был исполнен в том же регионе, где производится закупка;
  • чтобы исполнитель имел более узкую квалификацию, чем необходимо для исполнения контракта;
  • чтобы сумма исполненных договоров была более 20% от НМЦ закупки.

Особо обстоит ситуация в конкурсах на оказание консультационных услуг, а также выполнение НИОКР и технологических работ. Тут правило такое: если исполнитель снижает цену более, чем на 25%, то значимость цены становится равной 10% от суммы величин всех критериев.

Грядущие изменения

Вероятно, вскоре в закупках смогут принимать участие только квалифицированные поставщики и подрядчики, имеющие опыт. Об этом говорится в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019-20124 годы.

Также в планах разрешить закупку услуг по организации детского отдыха исключительно через конкурс с ограниченным участием. Сейчас их можно закупать на аукционах и запросах котировок, где единственный критерий — цена. Из-за этого зачастую страдает качество отдыха детей.

Еще одно планируемое новшество — автоматическая проверка участника в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение. Этот реестр ведется Генпрокуратурой.

О правах человека и предпринимательства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: