Как защитить воспитателя от неадекватных родителей

Как защитить права учителя, воспитателя от несправедливых нападок родителя и ученика?

Как защитить воспитателя от неадекватных родителей

В настоящее время защитить нарушенные права учителя (оскорбления, нападки, наговоры «толкнул», «ударил» и т. п.) в силах помочь Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и толковый юрист. Учитель будет в силах противостоять незаконным действиям ученика, если будет знать свои права.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу педагогов, является ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Он был принят в 2012 году и охватывает широкий круг вопросов, связанных с образовательной деятельностью.

Статья 47 этого закона определяет права педагогических работников в учебных заведениях.

 Помимо закона «Об образовании», правовой статус педагога и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой образовательной организации.

Непосредственно на своём рабочем месте права педагога определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.

Что делать, если родитель воспитанника нарушил права педагога

При случившемся факте посягательств, оскорблений и насильственных действий со стороны родителей, сразу же нужно обращаться в суд. Попытки постфактум договориться в устной форме, как правило, ни к чему не приводят.

А безнаказанность будет только усугублять неприятную ситуацию. Подобные случаи можно предотвратить, воспользовавшись алгоритмами работы с «трудными» родителями.

Они рассмотрены в бесплатном курсе «Есть контакт! Работа педагога с современными родителями как обязательное требование профстандарта “Педагог”.

Юридическая практика показывает, что в большинстве случаев не обходится без привлечения суда. Если удается зафиксировать факт оскорблений, то этого вполне хватит, чтобы привлечь обидчика к административной ответственности. Если есть возможность, неплохо бы заручиться поддержкой нескольких свидетелей, ведь всегда найдутся и смелые, и справедливые люди.

Весьма действенный способ – введение видеозаписей занятий в школе, детском саду – помог бы уменьшить количество таких историй. И поскольку класс – общественное место, то противозаконного в этом ничего нет. А знание и ученика, и учителя о том, что ведется запись, послужило бы сдерживающим фактором.

Если обидчиком стал агрессивный ученик

   В настоящее время нет специального регулирования для правонарушений и преступлений, совершенных именно учениками (учащимися) в отношении именно учителей (педагогов). Для них действуют, как и для всех других “не специальных” потерпевших, нормы УК РФ и нормы КоАП .

Однако, согласно КоАП, привлечение к административной ответственности возможно только с 16 лет, к уголовному – по общему правилу также с 16, по особо тяжким преступлениям – с 14 лет. 

В настоящее время есть возможность привлечения родителей к административной ответственностиза ненадлежащее воспитание детей, однако, его явно не достаточно. Отчислить из учебного заведения  ребенка, нарушающего порядок в школе, можно только с 15 лет. 

Таким образом, защита учителей (педагогов) от действий учащихся в настоящее время практически ограничивается общественным порицанием, действенных мер воздействия на малолетних бузотеров не имеется.

А вот учитель ограничен в своем праве защищаться, он даже “сдачи” дать (ни словесно, ни физически) не имеет права, т. к.

он взрослый, а, значит, предполагается, что заведомо сильнее ребенка (хотя это может быть вовсе не так) и законом обязан соблюдать нормы поведения, исключающие с его стороны противоправные действия.

Защитить права учителя, воспитателя, преподавателя помогут следующие правила

  1. Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.
  2. В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.
  3. Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытаться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую. Рекомендуется вести аудиозапись процесса переговоров и, по возможности, протокол.
  4. Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление нарушение прав ребенка и т.д.). В такой ситуации, чтобы взвесить все «за» и «против», проконсультируйтесь с грамотным юристом, который подскажет вам все нюансы по вашему вопросу. Ведь каждый случай уникален и его нужно разбирать отдельно!

Руководитель образовательного учреждения всегда был в непростой ситуации: с одной стороны, необходимо заниматься реализацией директив департамента, с другой стороны, самый ценный ресурс – сотрудники – требует внимания. А сегодня усложнение условий труда на фоне пандемии приводит к ускорению профессионального выгорания и рискам увольнения сотрудников. 

Что делать руководителю, если ценный сотрудник решил уволиться?  Читайте три решения кейса и выбирайте подходящую стратегию. А если вы сотрудник, то подскажите своему руководителю, как можно решить вопрос.

Page 3

Инклюзивное образование

Недооценка семейной среды ребенка с ОВЗ может обесценить вложенные педагогом время, силы и эмоции, разрушить все планы и прогнозы.Как выстроить работу с родителями особенного ребенка, чтобы такого не случилось? Разберем в статье методы диагностики и алгоритм работы.

Инклюзивное образование

Когда приняли ФГОС ОВЗ, образовательные учреждения сконцентрировались на материально-технической базе, а педагоги – на разработке адаптированных программ и социально-психологической адаптации таких воспитанников.

А между тем,  Национальная стратегия инклюзии подразумевает эффективную интеграцию в обществе не только детей с ОВЗ, но и семей с такими детьми в целом.

К чему еще нужно быть готовым воспитателю, учителю, преподавателю в работе с детьми с ОВЗ? Пройдите короткий тест, чтобы узнать.

Как воспитателю защитить себя от нападок родителей

Как защитить воспитателя от неадекватных родителей

Воспитатель детского сада должен очень любить детей, иначе он просто не сможет там работать. То есть, это призвание, великая и очень тяжелая миссия.

Он смотрит за детьми, развивает их согласно плана, при этом еще успевает эти самые планы писать и заполнять целые стопки тетрадей о здоровье и общем состоянии ваших детей… А ведь это не так легко: пока ты пытаешься растянуть потасовку, которая произошла между Костей и Лизой, Вася уже маркером нарисовал на столе, Петя укусил Марину, Лена плачет потому что хочет к маме, Максим пошел в туалет и не может надеть штаны, а Алиса плачет просто потому, что хочет к маме. Виталик же кричит просто потому, что он дома привык кричать, а два близнеца за ним повторяют… И все это происходит, стоит тебе только отвернуться… А потом на двадцать минут тебе удается завладеть их вниманием, разыгрывая перед ними клоуна, но ровно чрез двадцать минут Алиса снова плачет, Виталик кричит, а Артем снова ищет, кого бы ему ударить… И так каждый день!

Но с этим еще можно справиться. День прошел и все забылось. Однако у воспитателя есть одна большая беда: родители. Как правило, если их ребенок заболел, стал плохо себя вести, перестал кушать или… что угодно… Во всем виноват садик.

И вот, в конце рабочего дня, во время которого воспитатель, пытаясь справиться с детьми, уже двадцать раз мысленно застрелился и сто восемьдесят раз подумал об увольнении, приходит какая-нибудь мама и начинает высказывать претензии по тому или иному поводу.

Хотя чаще всего они абсолютно беспочвенны: из серии: «Мне не нравятся стены в группе! Почему они голубые? Это мальчишеский цвет!» и т.д. и т.п. Любой воспитатель может без труда написать уйму анекдотов, основанных на разговорах с такими вот родителями. Хотя какие могут быть претензии?

Воспитатель выполняет свою работу по плану от «А» до «Я». Его проверяют в сто раз чаще, чем любого другого работника – ведь ответственность за жизнь детей – это не шутки.

Как защитить ребенка от жестокого воспитателя?

Здесь, как на войне – шаг в сторону – расстрел. И какой-то бухгалтер или работник салона красоты выговаривает воспитателю, что тот неправильно воспитывает детей! С каких пор бухгалтер стал разбираться в воспитании лучше, чем воспитатель, который не только получил высшее образование по специальности ДО, но и имеет стаж работы?

Конечно, с родителями воспитатель предпочитает не спорить, а улыбается и молча кивает.

Но у этой улыбки есть один маленький секрет… Иначе воспитатель вовсе сошел бы с ума, ведь его ругают и отчитывают подобным образом довольно часто.

Один действенный психологический прием: когда вам говорят какую-то неприятную вещь, просто не слушайте и представляйте, будто у этого неприятного для вас человека по голове растекаются, извините, фекалии… Очень помогает!

А вот после таких разговоров, ребенка этих родителей начинаешь любить как-то меньше, сторонишься. Нет, на нем ни в коем случае никто не вымещает злость и не обижает… Но его уже не хочется обнять, когда он упал или ударился, не хочется взять на руки лишний раз, не хочется покружить… Каким бы он ни был хорошим, искорка любви тухнет… И с этим ничего поделать нельзя.

Так что, может, стоит лишний раз подумать, прежде, чем ругаться с воспитателем из-за того, что у вас что-то не ладится в семье или на работе. У каждого свое дело и каждый выполняет его так, как он может.

Не раз замечала, что дети после выходных возвращаются с шишками, ссадинами… Некоторые родители и с одним ребенком справиться не могут, а тут как минимум десять…

Итак, после того как я стала мамой у меня появились новые знакомые, тоже мамочки с детками.
Конечно, это здорово, ведь с ними можно часами болтать о малышах и им и мне этот разговор не надоедает. Но теперь я слышу то, чего раньше я не слышала. Например, я знаю какой в нашем городе самый лучший и худший садик (школа), где, что произошло, и что родители говорят о воспитателях.

Давайте с вами вместе поразмышляем на эту тему.

Уважаемые родители, задумайтесь, пожалуста над тем, что в нашей стране должность воспитателя детского садика – это самая низкооплачиваемая и малопрестижная профессия.

как защититься заведуюшей от неадекватного родителя в детском саду

В детский сад идут работать только самые отважные и преданные своей профессии люди (конечно, есть и не очень хорошие исключения). Да дело даже не в зарплате,а в отношении родителей к воспитателям.

Сейчас почти все родители хотят, чтоб их воспитатели не только были образованными, начитанными, современными, а и уважали, понимали, разбирались во всех психологических проблемах вашего ребенка, развивали его, приучали к самостоятельности и полностью подготовили ребенка к школе. А если, что-то из вышеперечисленного воспитатель не сделал, то он не достоин вашего уважения.

Читать дальше:  Автобус отъезжает от остановки кто должен уступить

Интересно, если бы всех возмущающихся родителей на день поставить работать на группу в сад, как бы они тогда заговорили.

Не нравится, как работают ваши воспитатели, у вас же всегда есть право выбора, вы можете перевести ребенка в другую группу или садик, но поливать грязью воспитателя я считаю очень некрасиво, ведь на душе у человека останется негатив к себе и своей работе.

Я согласна с тем, что Марья Ивановна, которая каждый день встречает вашего малыша на пороге садика, совсем не идеальна. Но ведь, мы родители еще сами во многом и виноваты.

Пока мы не изменим свое отношение к этой профессии, пока мы не научимся уважать, и с пониманием относится к воспитателям, то и нам они будут всегда казаться не компетентными и раздражительными.

Так, что давайте если уж и предъявлять воспитателям свои требования, то не забывать, что у них работа очень трудная и ответственная, а чтобы им работалось хоть немножечко легче, говорить воспитателю комплименты, приходить и прощаться с ним с улыбкой, почаще говорить слово «СПАСИБО!», даже за то, что целый день присматривала за вашим ребенком, и тогда, вы сами увидите, ваша воспитательница покажется вам доброй, внимательной и заботливой.

Что делать, если вы не поладили с воспитателем в детском саду?

Как защитить воспитателя от неадекватных родителей

У любого родителя, отдающего ребенка в детский сад, могут возникнуть проблемы с воспитателем.

Это всегда сложная ситуация: отчитывать педагога публично и жаловаться на него заведующему многие мамы и папы боятся: вдруг воспитатель отомстит ребенку? Собрали истории родителей, столкнувшихся с подобными проблемами в детском саду, и попросили юриста дать совет, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Ирина, 39 лет:

«Моя дочка пошла в садик в три года. Попали рядом с домом (Центральный район) в группу для часто болеющих. В ней всего 10 детей. Пошла в сад дочь с желанием, но скоро начались слезы и разговоры, что в садик не хочет. Поведение изменилось: как про сад речь, сразу орет, плачет. Стала плохо спать, просыпаться по ночам.

Спрашиваю воспитателя (одна на группу), она говорит: «Все в порядке, просто адаптация». Дочка толком ничего объяснить не может. Через 4 месяца такой «адаптации» ребенок начал заикаться! На мои расспросы, что да как, в саду ответ один — все хорошо. Решила прийти в группу без предупреждения. Все дети играют, а моей нет.

Оказалось, она наказана, и ее закрыли в санузле в полной темноте! Воспитатель на мои возмущения говорит: «Она игрушки раскидывала, мы всех детей так наказываем». Я была в шоке. Пошла к заведующей, та мне начала рассказывать про то, какой опытный и заслуженный у нас педагог. Ребенка из сада сразу забрала. Год сидели дома.

На лечение заикания ушло больше полутора лет! Нам еще повезло, что удалось от этой проблемы избавиться. Может, я и зря пошла к заведующей — надо было сразу писать в прокуратуру».

Анна, 30 лет:

«Сын пошел в садик, и сразу как-то не заладились отношения с одним из воспитателей. Постоянно какие-то претензии к нам. Приводим не во время, забываем то и это, ребенок у нас «слишком активный». И все это недовольным тоном. Как-то забирала сына с прогулки, подхожу к площадке, вижу, что он качается на качели один (3 года!).

И я понимаю, что он сейчас будет пытаться слезть, а качели качаются, и он упадет. Вижу, что воспитатель сидит на лавочке далеко от качели и смотрит в свой телефон. Еле успела подлететь его поймать. В тот раз она извинялась, мол, отвлеклась буквально на секунду. Позже забираю сына из сада, вижу, что у него ссадина на голове. Спрашиваю воспитателя: «Что случилось?».

Она говорит: «Наверное, где-то ударился». То есть ее не было рядом, и она не посчитала нужным позвонить родителям, не отвела ребенка в медицинский кабинет, чтобы обработать рану. Вот тут меня уже прорвало! Я ей доходчиво объяснила, что если еще раз мой ребенок хоть как-то пострадает, находясь в саду, я буду писать на нее во все возможные инстанции.

После этого воспитатель стала сама любезность».

Вера, 34 года:

«Перевела дочку в другой сад после переезда. Попали в группу к явно неадекватной воспитательнице. В сентябре она вывела дочку гулять в пижамных штанах и тапочках. А все уже были в ботинках и куртках. Здесь ограничилась замечанием.

Еще эта воспитатель очень любила дорогие подарки, как-то скидывались по 3 тысячи рублей — я отказалась. И она мне отомстила. Я привела ребенка в сад, сказала, что если днем будет прохладно, то можно на ребенка надеть еще кофту, если тепло, то не надо.

Когда я вечером пришла за ребенком, на дочери было надето все, что было в садике из ее одежды: пижама, спортивная форма, сменные лосины, все кофты, юбки. На мой вопрос, что это вообще такое, она заявила, что это не ее работа, следить за тем, как одеваются дети, что родители сами должны учить и следить за этим.

Эту же воспитательницу неоднократно ловили на том, что она высаживала детей в одних футболках под открытое окно. Я сделала замечание, а она (сама в теплом свитере) сказала: «А я что париться должна?» (буквальный текст).

Я пошла к заведующей и сказала, что по всем СанПиНам и ГОСТам проветривают помещение только тогда, когда в нем нет детей. Заведующая вызвала воспитателя и при мне сделала ей замечание. Тут же я выхожу из сада и вижу, что окно опять открыто и под ним сидят дети. Возвращаюсь к заведующей, та опять делает выговор.

Но следующий день все повторяется. В итоге мне предложили перейти в другой садик! Сказали, что по каким-то там внутренним причинам уволить они ее не могут! Что они знают, что она вот так делает, но ей бесполезно что-то говорить, она все равно будет так делать. Мы и перешли в другой садик».

Если выключить эмоции. Рекомендации эксперта

Алена Ива, юрист: «В подобных ситуациях важно уходить от словесных баталий, не выяснять ничего с воспитателем. Эффективнее всего сформулировать для себя, чего бы вы хотели:

— Чтобы вашего ребенка перевели в другую группу или сад?

— Материальную компенсацию морального вреда или вреда здоровью?

— Чтобы воспитателю сделали выговор или он был уволен?

— Чтобы воспитатель понес уголовную ответственность?

— Какие-то другие варианты?

После того, как вы поняли, какого результата будете добиваться, вы идете к заведующей либо в полицию (если на ребенке следы травмы/побоев, то это повод), в вышестоящую над ДОУ инстанцию (Комитет образования) или в прокуратуру. И там вы пишите заявление с изложением подробностей и именами всех участников конфликта.

Обращение не должно быть устным.

Если имеют место травмы или другие следы физического воздействия, то их необходимо зафиксировать в травматологическом пункте. Параллельно заручитесь поддержкой свидетелей, тех, кто может подтвердить предоставленную вами информацию. Если есть доказательства — отлично, но в некоторых ситуациях и простой шум помогает добиться справедливости.

Самый серьезный вариант ответа — это заявление в полицию или прокуратуру. Последняя может отправить обращение в надзорный орган, который, в свою очередь, может спустить ваше обращение обратно к заведующей ДОУ. Поэтому, чтобы добиться желаемого результата, возможно, придется писать не один и не два раза.

На повторных обращениях куда бы то ни было всегда надо писать, что они повторные и перечислять все предыдущие. Это как война, и здесь важна настойчивость».

Как воспитателю защитить себя

Как защитить воспитателя от неадекватных родителей

wowrite

Воспитатель детского сада должен очень любить детей, иначе он просто не сможет там работать. То есть, это призвание, великая и очень тяжелая миссия.

Он смотрит за детьми, развивает их согласно плана, при этом еще успевает эти самые планы писать и заполнять целые стопки тетрадей о здоровье и общем состоянии ваших детей… А ведь это не так легко: пока ты пытаешься растянуть потасовку, которая произошла между Костей и Лизой, Вася уже маркером нарисовал на столе, Петя укусил Марину, Лена плачет потому что хочет к маме, Максим пошел в туалет и не может надеть штаны, а Алиса плачет просто потому, что хочет к маме. Виталик же кричит просто потому, что он дома привык кричать, а два близнеца за ним повторяют… И все это происходит, стоит тебе только отвернуться… А потом на двадцать минут тебе удается завладеть их вниманием, разыгрывая перед ними клоуна, но ровно чрез двадцать минут Алиса снова плачет, Виталик кричит, а Артем снова ищет, кого бы ему ударить… И так каждый день!

Но с этим еще можно справиться. День прошел и все забылось. Однако у воспитателя есть одна большая беда: родители. Как правило, если их ребенок заболел, стал плохо себя вести, перестал кушать или… что угодно… Во всем виноват садик.

И вот, в конце рабочего дня, во время которого воспитатель, пытаясь справиться с детьми, уже двадцать раз мысленно застрелился и сто восемьдесят раз подумал об увольнении, приходит какая-нибудь мама и начинает высказывать претензии по тому или иному поводу.

Хотя чаще всего они абсолютно беспочвенны: из серии: «Мне не нравятся стены в группе! Почему они голубые? Это мальчишеский цвет!» и т.д. и т.п. Любой воспитатель может без труда написать уйму анекдотов, основанных на разговорах с такими вот родителями. Хотя какие могут быть претензии?

Воспитатель выполняет свою работу по плану от «А» до «Я». Его проверяют в сто раз чаще, чем любого другого работника – ведь ответственность за жизнь детей – это не шутки.

Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов

Как защитить воспитателя от неадекватных родителей

29-12-2020

Анна Чередникова

10 минут

Воспитатели и родители занимаются общим делом – воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке.

Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка. В статье обсудим как воспитателю наладить отношения с родителями.

Почему появляются конфликты

Чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии.

Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада.

 Обсудим самые популярные причины конфликтов и способы их предотвращения.

Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада

  • Почему вы уделяете мало времени моему ребенку? 
  • Почему вы заставляете его кушать или не следите, чтобы он все съел? 
  • Почему вы так мало или так много гуляете с детьми?”

Претензии родителей часто противоречивы.

Родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе. Поэтому они хотят, чтобы воспитатель относился к их детям также, как относятся родители. В одной семье ребенок полдня проводит на свежем воздухе. А в другой семье он чаще сидит дома, чтобы с ним ничего не приключилось.

Конечно, воспитателю не нужно разрываться и пытаться угодить каждому.

Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду. Для этого в начале знакомства проводят родительское собрание.

Основная задача собрания – убрать искажения между ожиданиями родителей и реальной работой воспитателей. Воспитатель рассказывает, какую роль играет детский сад в воспитании ребенка, какие методы он использует, и какая роль отводится родителям.

И если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место. 

К примеру, некоторые родители хотят, чтобы ребенок развивался без вмешательства взрослых и сам выбирал для себя занятия и их продолжительность. Тогда есть смысл вести ребенка в детский сад, который работает по методике Монтессори. 

Несмотря на общие правила, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей.

В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка.

Если в семье ребенок может выйти из-за стола, не притронувшись к еде, не нужно его заставлять все съедать в садике.

Но бывают ситуации, когда воспитатели не могут учитывать некоторые особенности. К примеру в семье ребенку уделают много внимания и постоянно его развлекают.

В садике он в любом случае будет получать меньше внимания, потому что есть еще и другие дети. Любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе.

А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.

Ребенок получил травму или царапину

Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе.

Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка.

Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.

Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям

  • Ваш ребенок совершенно невоспитанный
  • Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так
  • Сколько можно опаздывать на завтрак?!
  • На вашем месте я бы…

В паре “воспитатель-родитель” работник детского сада должен выступать лидером в силу своего опыта. Лидерство не подразумевает наставничество и поучения. Оно подразумевает спокойную реакцию на претензии, и умение преподнести проблемы без негатива.

У воспитателя тоже достаточно причин высказать свое недовольство по отношению к родителям за то, что они:

  • неуважительно разговаривают, 
  • не кладут детям запасную одежду, 
  • не воспитывают детей дома,
  • нарушают режим, когда с опозданием приводят и забирают детей из садика.

Не стоит игнорировать эти проблемы, но и не выражайте их с негативом. Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему диагнозы типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”, о ней мы поговорим ниже. 

Как построить диалог с родителями 

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы.

Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей.

Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

Техника “Я-высказывания”

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

Алгоритм

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия. 

Алгоритм взаимодействия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Этап 1.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Этап 2.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка – в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

Этап 3.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Этап 4.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Этап 5.

Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.

На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением. 

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

О правах человека и предпринимательства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: