Ответственность администрации за бездействие

Содержание
  1. Жалоба на администрацию города: в суд, в прокуратуру, главе администрации
  2. Когда можно подать жалобу на администрацию города?
  3. Способы подачи жалобы
  4. Куда можно написать жалобу на действия или бездействие администрации города
  5. Главе администрации
  6. Незаконные действия государственных органов и органонов местного самоуправления
  7. «Незаконные» действия
  8. Условия возмещения убытков
  9. Всегда ли возможно полное возмещение убытков?
  10. Прямая и дополнительная ответственность государства
  11. Имущественные споры
  12. Отсылки к законодательству
  13. Кузнецов Федор Николаевич
  14. Куда жаловаться на администрацию города и как правильно написать заявление? Образец оформления и порядок подачи
  15. Жалоба главе муниципалитета
  16. В прокуратуру
  17. В судебные органы
  18. Оформление жалобы
  19. Моральный вред за бездействие должностных лиц
  20. Состав преступления
  21. Последствия правонарушения
  22. Как доказать?
  23. Сумма взыскания
  24. Как добиться возмещения?
  25. Нормы закона
  26. Инстанции
  27. Судебная практика РФ
  28. Ответственность за преступное бездействие: разновидности, статьи УК | Правоведус
  29. Разновидности бездействия
  30. Наступление ответственности за преступное бездействие
  31. Какую статью предусматривает УК РФ за бездействие
  32. Ответственность должностного лица за бездействие

Жалоба на администрацию города: в суд, в прокуратуру, главе администрации

Ответственность администрации за бездействие

Органы местного самоуправления занимаются различными проблемами, от уборки улиц до строительства новых школ. Но не всегда обращение к госслужащим позволяет добиться результатов. Жалоба на администрацию города может быть направлена как в само ведомство, так и в другие инстанции. С ее помощью можно решить различные проблемы.

Когда можно подать жалобу на администрацию города?

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ гражданин имеет право обратиться с жалобой в органы местного самоуправления или государственные органы. В компетенции государственных служащих рассмотрение вопросов по благоустройству органов, социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, образования, транспорта и других служб.

Справка! Жалобу можно подать как на действия, так и на бездействие органов местного самоуправления.

Основаниями для обращения гражданина могут служить:

  • нарушения в регистрации заявления на получение муниципальной услуги;
  • отказ в приеме документов без оснований;
  • требования в предоставлении бумаг, не предусмотренных законодательными актами;
  • нарушения сроков регистрации или рассмотрения заявления на получение муниципальной услуги;
  • требования оплаты взносов или сборов в казну, не предусмотренных действующим законодательством;
  • отказ в устранении ошибок или опечаток в документах, выданных в результате оказания муниципальной услуги.

Жалоба может быть направлена на постановление органов местного самоуправления, если оно нарушает права или интересы гражданина.

Образец заявления не установлен на законодательном уровне.

Но в соответствии с Законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 в нем должны быть указаны следующие сведения:

  • информация о заявителе;
  • данные об организации, куда обращается гражданин;
  • суть претензии;
  • основание жалобы;
  • требования, предложения;
  • список прилагаемых документов.

В конце ставится подпись заявителя и дата составления заявления. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ жалоба может быть коллективная или индивидуальная. Между ними нет разницы с юридической точки зрения, но на практике заявление от группы лиц рассматривают быстрее.

Способы подачи жалобы

Заявление можно подать несколькими способами:

  1. На личном приеме у государственного служащего.
  2. Через приемную или канцелярию.
  3. Заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Через интернет-приемную на сайте ведомства.

Если жалоба передается не лично заявителем, а его представителем, то необходимо предъявить нотариально заверенную доверенность.

Куда можно написать жалобу на действия или бездействие администрации города

Жалобу можно написать в разные структуры, в зависимости от ее сути. Заявление пишется как непосредственно в органы местного самоуправления, так и в вышестоящие инстанции.

Главе администрации

Жалоба главе администрации может помочь в случае действия/бездействия его сотрудников. Заявление перенаправляется должностному лицу, в компетенцию которого входит ее рассмотрение.

Жалоба должна быть зарегистрирована во входящей корреспонденции не позднее следующего рабочего дня.

Если заявление направлено в администрацию города в отдел, который не занимается рассмотрением данного вопроса, то оно пересылается в компетентный орган в течение 1 дня.

Заявитель должен получить ответ не позднее 30 дней после ее получения (Закон № 59-ФЗ от 02.05.2006). Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть установлены более короткие сроки рассмотрения. В некоторых случаях изучение жалобы продляется, но не более чем на месяц.

Заявитель должен быть письменно уведомлен об увеличении срока.

Должностное лицо может принять жалобу или отказать в ее удовлетворении. В первом случае принимаются меры по устранению нарушений. Если претензия касается неудовлетворительного результата оказания муниципальной услуги, то она должна быть оказана в течение 5 дней после принятия положительного решения.

В администрации могут не принять жалобу на следующих основаниях:

  • при наличии решения суда о том же предмете и по таким же основаниям;
  • если заявление уже подавалось, и было отказано в его удовлетворении;
  • заявление подается лицом, не имеющим на это оснований.

Незаконные действия государственных органов и органонов местного самоуправления

Ответственность администрации за бездействие
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Статьи по гражданскому праву » Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Условия выплаты государством компенсации.

В результате своей деятельности государственные органы, к которым относят также органы местного самоуправления, способны нанести вред гражданину. Физическое либо юридическое лицо ввиду бездействия государственных органов может понести убытки.

Среди незаконных действий, которые могут быть причинены судом, прокуратурой, органами дознания или предварительного следствия, выделяют:

  • Неправомерное осуждение гражданина или юридического лица;
  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности без достаточных для этого обстоятельств;
  • Безосновательное заключение под стражу;
  • Принудительная подписка о невыезде;
  • Наложение безосновательного административного взыскания, коим может быть арест или исправительные работы.

Помимо указанных случаев нанесения вреда гражданам, государственные органы могут издать акт, который не будет соответствовать законодательству. В этом случае также могут пострадать обычные люди.

«Незаконные» действия

Статья 13 Гражданского кодекса предусматривает ряд определений, позволяющих назвать тот или иной акт «не соответствующим закону». К таким действиям, как правило, относятся деяния, которые нарушают не только законодательные нормы, но и любые нормативные акты.

В понятие бездействия входит то, что органы местного самоуправления или государственные структуры не выполняли действия, которые должны были совершать. При этом должностные лица никакой ответственности за совершенное «бездействие» не несут, поэтому потерпевший не может предъявлять к ним требования о возмещении причиненных ему убытков.

Привлечь к материальной ответственности должностные лица можно только в порядке регресса.

Это значит, что государственный орган после произведения выплат по требованию пострадавшего, по собственной инициативе может взыскать уплаченную сумму с непосредственного виновного лица.

Если гражданин или юридическое лицо понесли убытки ввиду того, что должностные лица допустили неправомерные действия, необходимо обратиться в суд для возмещения ущерба.

Столкнулись с незаконными действиями государственных органов?

Возместим ущерб через суд! Опыт наших юристов в данной сфере – свыше 20 лет!

Условия возмещения убытков

В случае, если юридические и физические лица пострадали из-за бездействия, причиненного органами местного самоуправления, либо государственными органами, они вправе требовать возмещения понесенных убытков.

Согласно статье 16 Гражданского Кодекса убытки гражданина из-за неправомерных действий должностных лиц подлежат возмещению государством.

Денежные средства, как правило, выделяет определенный субъект страны, либо местное муниципальное образование.

В статье 1069 Кодекса имеется более подробная информация о возмещении причиненного гражданину вреда. Пострадавший гражданин имеет право получить компенсацию из казны страны, субъекта, либо муниципального образования.

В случае, если есть факт, подтверждающий бездействие должностных государственных лиц, они обязаны обеспечить возмещение причиненного вреда гражданину вне зависимости от его вины.

Исключением в данном случае становится такая правовая инстанция, как суд. Если в результате правосудия гражданин понес убытки, это вред будет возмещаться только после того, как вина судьи окажется доказанной приговором суда.

Всегда ли возможно полное возмещение убытков?

Если гражданин стал жертвой бездействия должностных лиц, он имеет право потребовать возмещения причиненного ему вреда. Эти убытки должны быть компенсированы в полной мере. К сожалению, так бывает не всегда.

Получить полную компенсацию за причиненные неудобства сложнее всего тогда, когда дело касается транспортного законодательства.

Если по вине должностных лиц был утрачен или поврежден груз, багаж, возникли просрочки с доставкой и так далее, добиться полного возмещения убытков будет сложно.

Что значит «полное возмещение»?

Условия выплаты государством компенсации предполагают полное возмещение всех понесенных гражданином убытков. Состоит такое понятие из двух частей:

  • Реальный ущерб гражданина, который еще называют положительным;
  • Упущенная выгода, иначе именуемая неполученными в результате действий должностных лиц доходами.

В первую часть понятия входят расходы, которые должна понести пострадавшая сторона, чтобы восстановить все, что было нарушено в результате вреда, причиненного должностными лицами. При этом суд возьмет во внимание только те расходы, которые были произведены до заседания. Будущие расходы в расчет браться не будут.

Вторая часть понятия «полное возмещение» предполагает право требования от должностных лиц возмещения предполагаемых доходов, которые гражданин не смог получить ввиду неправомерных действий государственных органов.

В статье 15 Кодекса предусмотрено, что возмещение причиненного вреда гражданину не может быть меньше суммы доходов, полученных должностным лицом из-за нарушения прав потерпевшего.

Обычно это касается убытков, которые несет пострадавшая сторона из-за неисполнения договорных обязательств.

Прямая и дополнительная ответственность государства

Если гражданин пострадал исключительно из-за действий должностных лиц, вред должен возмещаться государством. При этом возможно 2 варианта этих действий:

  • Прямая ответственность государства за причиненный гражданину или юридическому лицу вред;
  • Дополнительная (или субсидиарная) ответственность, которую несет государство.

Если дело касается прямой ответственности, пострадавший может предъявить требования государству в лице уполномоченных на это органов. Возмещение убытков в этом случае будет происходить из бюджета страны.

Когда речь идет о субсидиарной ответственности, требования гражданина о возмещении ему причиненного вреда должны быть адресованы определенным государственным органам, которые и стали причиной убытков пострадавшего.

Компенсация причиненного вреда идет из средств, принадлежащих данному государственному органу. Статья 120 Кодекса предполагает, что дополнительная ответственность должна быть понесена именно государством, так как оно финансирует все государственные органы. Данная форма ответственности не предполагает прописанных в законе оснований для выплат.

Имущественные споры

Если в результате причиненного государственными органами или органами местного самоуправления вреда пострадало имущество гражданина или юридического лица, наступает имущественная ответственность. Порядок возмещения этого вреда определяется нормами и законами. Но, как правило, убытки возмещаются пострадавшему в полном объеме.

В статье 26 Закона о конкуренции сказано, что убытки, которые были причинены гражданину хозяйствующими субъектами из-за неправомерности их действий, возмещаются ему в полном объеме. Поэтому пострадавшая сторона имеет право написать исковое заявление в суд, либо в арбитраж с требованиями возместить понесенные им убытки.

Статья 60 Закона «О залоге» говорит о том, что если залогодержатель понес убытки из-за того, что орган государственного управления издал акт, который не соответствует законодательным актам, он имеет право на их возмещение. Причиненный ему вред должен быть возмещен полностью. Возмещение вреда идет из казны соответствующего государственного, либо местного управления.

Отсылки к законодательству

Существует большое количество актов, в которых решается вопрос об ответственности за нанесение ущерба гражданским лицам. И в них используется только отсылка к законодательству.

Бывает так, что должностные лица органов государственной власти своими действиями могут нанести ущерб лицам, участвующим в биржевых сделках.

В этом случае государством предусмотрено возмещение причиненного гражданам ущерба и выгоды, которая была упущена по вине должностных лиц.

В данном случае адресатами, которым вменяется вина за причинение вреда, становятся сами должностные лица, а значит, и средства на возмещение идут из бюджетов органов, которые они представляют.

Подобная отсылка имеется и в ряде других законов.

Так, если ущерб гражданам, либо учреждениям был нанесен сотрудниками полиции, условия его возмещения обговариваются согласно действующему гражданскому законодательству.

Указанная в заявлении отсылка на Гражданский кодекс означает, что все убытки, которые понес потерпевший в результате действий должностных лиц, будут ему возмещены государством.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Куда жаловаться на администрацию города и как правильно написать заявление? Образец оформления и порядок подачи

Ответственность администрации за бездействие

Гражданин имеет право подать жалобу на администрацию города в следующих случаях:

  • администрация не контролирует работу городских служб и при этом отказывается рассматривать претензии горожан без основательных на то причин;
  • сотрудники органов исполнительной власти плохо или вовсе не выполняют возложенные на них обязанности, используют свое служебное положение в корыстных целях;
  • при управлении городом действиями или же бездействием создаются условия, опасные для жизни и здоровья граждан;
  • сотрудники администрации игнорируют заявления и жалобы горожан по вопросам, которые напрямую касаются компетенции администрации;
  • уполномоченные лица, работающие в управлении города, пользуясь своим положением, нарушают и ущемляют права граждан (имеются в виду те права, которые прописаны в Гражданском законодательстве);
  • глава города и сотрудники администрации принимают и выносят решения, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Куда можно жаловаться на администрацию города?

Жалоба главе муниципалитета

Первый вариант – это подача жалобы главе администрации. Этот вариант приемлем, когда жаловаться нужно на сотрудников администрации. Заявление с жалобой позволяет решить проблему внутри органов управления.

Глава администрации обязан провести внутренние проверки и устранить описанные в жалобе проблемы. После всех проверок гражданину должно прийти письменное уведомление о принятых мерах относительно его жалобы и результатах проведенной работы.

Чтобы оставить жалобу главе администрации, можно лично записаться к нему на прием и изложить суть проблемы. А можно принести готовый документ и оставить его в приемной главы.

Но во втором случае гражданину нужно составить две идентичные жалобы. Одну он отдаст в канцелярию, а на другом экземпляре в канцелярии должны сделать запись “Принято к рассмотрению”, поставить число и печать администрации.

Этот второй экземпляр гражданин забирает себе.

Ещё один вариант подачи – отправить письмо по почте России.

В прокуратуру

Если же глава администрации проигнорировал заявление гражданина либо не предпринял должных мер, гражданин имеет право подать жалобу в органы прокуратуры.

Здесь стоит учесть, что для подачи жалобы в прокуратуру нужно иметь веские основания и доказательства своим претензиям.

Обратиться с жалобой на администрацию можно тремя способами:

  1. Лично прийти в прокуратуру и написать заявление.
  2. Передать написанную жалобу через своего представителя (но при этом у него должна быть нотариально заверенная доверенность и документ, удостоверяющий личность).
  3. Воспользоваться услугами почты России. Здесь лучше всего заказывать письмо с уведомлением. Тогда гражданин будет точно знать, когда жалоба дошла до получателя, и при этом будет иметь официальное подтверждение её отправки в случае её утери.

В судебные органы

В эти органы подается жалоба в том случае, когда обращения в два предыдущих органа не дали должного результата.

Для того чтобы подать жалобу на администрацию города, нужно лично прийти в канцелярию суда и написать заявление. Затем гражданину остается только лишь ждать повестки в суд.

Оформление жалобы

Стоит учитывать, что в ходе разбирательств в ситуации составленный гражданином документ будет рассматриваться неоднократно. Поэтому его нужно оформить грамотно и корректно, соблюдая следующие правила:

  • отказаться от использования ненормативной лексики, не писать угрозы;
  • описывать только те факты, которые возможно доказать, домыслы и предположения будут расцениваться как клевета, за которую гражданина ждет наказание;
  • оформлять документ исключительно в официально-деловом стиле, писать кратко, но при этом четко описывать факты нарушения;
  • обязательно подписывать жалобу и ссылаться на законодательство РФ.

Если гражданин не придерживается описанных правил оформления документа, жалоба не будет принята к рассмотрению.

Жалоба имеет стандартную структуру и состоит из трех частей:

  1. Заголовок. В этой части нужно написать наименование организации, в которую подается документ, а также её адрес. Также указываются данные отправителя: ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
  2. Информационная часть (тело документа). Описываются все важные моменты дела с указанием доказательств. Далее гражданин формирует свою просьбу, делая ссылку на законы и нормативные акты РФ.
  3. Заключение. В этой части списком перечисляются приложения. Ставится дата, подпись и расшифровка.

Чтобы увеличить шансы на положительный для гражданина исход разбирательства, лучше всего писать коллективную жалобу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Моральный вред за бездействие должностных лиц

Ответственность администрации за бездействие

Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину, а равно и другим лицам, пребывающих на ее территории, защиту законных прав и интересов.

Это положение закреплено в статье 53 основного закона, юрисдикция которой распространяется на все сферы правовых взаимоотношений. В частности, данное положение Конституции РФ предусматривает ответственность государственных органов не только за неправомерные решения, но и за бездействия последних.

Ответственность по указанным основаниям несут и конкретные должностные лица, и коллегиальные органы местного самоуправления в том случае если в результате их решений произошло нарушение прав и свобод человека.

Потерпевшему предоставлено право обращения в надзорные органы и в том числе в судебные инстанции для защиты. Гражданин может обратиться в юридическую компанию и поручить ей ведение дел и представительство в суде.

Лица, пострадавшие от незаконных действий представителей государственных органов имеют право на получение денежной компенсации за причиненный им материальный вред и моральные страдания.

В судебном процессе устанавливается степенно вины каждого из ответчиков и устанавливается сумма ущерба, подлежащая компенсации виновными.

Добиться компенсации морального вреда довольно сложно вместе с тем вполне возможно, если проявить настойчивость.

Состав преступления

Представители органов власти несут ответственность за принимаемые ими решения в порядке, установленном законодательством. В зависимости от степени причиненного вреда потерпевшей стороне бездействие должностного лица могут быть квалифицированы как административное, так и уголовное правонарушение.

Состав преступления по делам такого рода включает в себя обязательные и факультативные признаки:

  1. Неисполнение субъектом своих обязанностей, что послужило причиной нанесения ущерба интересам, жизни и здоровью потершей стороны.
  2. Подозреваемый на момент совершения указанного деяние был вменяем и способен здраво оценивать возможные его последствия.
  3. Наличие прямой причинной связи между бездействием должностного лица и нарушением прав и свобод гражданина.
  4. Преступление имеет выраженный мотив и преследует вполне определенные цели, направленные на получение выгоды. При этом подозреваемый мог иметь умысел на совершение правонарушения и предвидеть возможность наступления негативных последствий. В другом случае его бездействие может быть обусловлено неосторожностью по причине недостаточного опыта или квалификации.

Применительно к понятию бездействие представителей органов коллегиального управления или государственной власти состав преступления усматривается в сознательном неисполнении своих обязанностей.

В отдельных случаях подобные деяния могут происходить по незнанию, недостаточной квалификации или отсутствию опыта. В случае судебного разбирательства вопрос о признаках состава преступления изучается с особой тщательностью. Подозреваемый может быть осужден только в том случае, если его бездействие содержит все перечисленные выше элементы.

В соответствии с уголовно-процессуальными нормами, действующими на текущий момент времени в рамках части первой 133 статься соответствующего Кодекса гражданин или иное лицо законно находящееся на территории страны имеет право на реабилитацию. В случае если негативные последствия наступили в результате бездействия отдельных представителей органов государственной власти или местного самоуправления либо их причиной стали коллегиальные решения.

Это могут быть:

  1. Возмещение материального вреда, в том числе и прибыли неполученной от всех видов деятельности, разрешенных законодательством.
  2. Гражданин восстанавливается по всех имущественных, трудовых, пенсионных и иных правах. Производится возврат наград и восстановления в воинских и специальных, в том числе и почетных званиях.
  3. Пострадавшему лицу выплачивается компенсация за причиненные моральные страдания.

Ущерб, причиненный в результате уголовного преследования вследствие бездействия должностных лиц органов охраны правопорядка, компенсируется в полном объеме вне зависимости от степени их виновности. Возмещение всех видов вреда осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Согласно части четвертого того 133 статьи упомянутого кодекса возмещение вреда не производится в следующих случаях:

  1. Уголовное преследование прекращено по причине окончания сроков давности.
  2. На момент совершения правонарушения, подозреваемый, не достиг установленного законодательством возраста.
  3. Изменения действующего законодательства и отмены уголовного наказания по данной статье.

Компенсация причиненного морального вреда производится по решению суда, принятому по гражданскому иску потерпевшей стороны.

Последствия правонарушения

Преступное бездействие отдельного должностного лица может иметь разнообразные формы и выражаться в отказе от исполнения своих обязанностей или непринятии законного решения в пределах собственных властных полномочий.

В результате этого возможно наступление таких последствий:

  1. Предъявление недоказанных обвинений в совершении уголовного или административного правонарушения.
  2. Незаконное задержание и содержание под стражей или вынесения решения об ограничении свободного перемещения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде.
  3. Безосновательное наложение административного взыскания связанного с заключением или привлечением к исправительным работам.
  4. Вынесение приговора, предусматривающего поражение в правах либо наложения ареста на имущество, либо его конфискацию.

Бездействие представителя органа власти или должностного лица местного самоуправления и степень его вины определяется вышестоящей инстанцией, прокуратурой либо решением суда.

Иск о выплате компенсации за причиненные моральные страдания в денежном выражении подается в установленном порядке и рассматривается в гражданском судебном процессе.

Заявление может быть подано лично потерпевшим либо его представителем, действующим на основании доверенности.

Как доказать?

Судебные процессы, связанные с оспариванием решений чиновников или коллегиальных органов отличаются высокой сложностью и требуют хорошего знания законодательства.

Особенно большие сложности обычно возникают в части предоставления доказательств бездействия должностных лиц, которые могут выражаться не единичными эпизодами.

Зачастую к вредным последствиям приводят систематическое невыполнение представителями органов власти своих обязанностей в течение длительного времени.

Такого рода дела рассматриваются в гражданском процессе и доказательства по делу предоставляются сторонами, а их оценка производится судьей. Последний руководствуется действующим законодательством и, в частности, 22, 23 и 25 статье Гражданско-процессуального кодекса.

Доказательствами по делам такого рода могут служить:

  1. Документы и переписка, а также оспариваемые решения должностного лица, которые привели к нарушению прав истца.
  2. Показания свидетелей и очевидцев событий, подтверждающих неисполнение представителем власти возложенных на него обязанностей.
  3. – и аудиозаписи прошедшие экспертизу на подлинность.

В гражданском процессе судом выясняется компетентность должностного лица и наличие властных полномочий достаточных для принятия решения по существу дела.

Оценивается также соблюдение порядка принятия решений по вопросу и наличие причиной связи между неисполнением обязанностей чиновников и нарушением имущественных, а также иных прав истца.

Основанием для принятия решения в его пользу могут служить любые из названных выше нарушений требований.

Сумма взыскания

Возмещение морального вреда согласно требованиям 1101 статьи Гражданского Кодекса осуществляется исключительно в форме денежных выплат. Определение суммы взыскания является исключительной компетенцией суда, который рассматривает иск к должностному лицу.

При определении размера компенсации принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  1. Характер страданий потерпевшей стороны как физических, так и морально-нравственных.
  2. В ходе процесса рассматриваются фактические обстоятельства дела.
  3. При оценке степени ущерба учитываются индивидуальные особенности личности потерпевшего.

Ответчик до обращения истцом в суд может предложить ему иные способы компенсации причиненного ущерба.

Данное обстоятельство свидетельствует о доброй воле ответчика и учитывается судом при принятии взвешенного решения.

В отдельных случаях невыполнение чиновником предусматривает административную ответственность последних. При определении суммы компенсации в таком случае может приниматься за основу размер штрафа.

При вынесении решений по делам такого рода учитывается степень вины представителя государственной власти, а суд руководствуется принципами справедливости и разумности.

В гражданских процессах о компенсации морального вреда связанных с незаконным уголовным преследованием выплаты осуществляются из федерального бюджета, а представительство интересов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов.

Соответственно процессы выплата компенсаций по неправомерным действиям органов местного самоуправления производится за их счет.

Как добиться возмещения?

Компенсация морального вреда, причиненного в результате бездействия представителя государственной или местной власти, осуществляется исключительно по решению суда. Пострадавшая сторона подает гражданский иск, оформленный в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Заявление в обязательном порядке должно содержать такие сведения:

  1. Полные данные об истце и ответчике по делу с указанием адреса и наименования должности.
  2. Подробное изложение обстоятельств дела и доказательства вины указанного представителя власти.
  3. Доказательства по предъявленным обвинениям с приложением документов и других материалов.

В случае если по делу имеются свидетели, то в заявлении указываются их данные. Последние обязаны давать правдивые показания в суде обо всех известных им фактах и обстоятельствах по делу.

Добиться возмещения морального вреда по делам связанным с бездействием чиновников достаточно сложно без привлечения профессиональных юристов.

Они могут, как принимать участие в процессе, так и консультировать истца.

Нормы закона

Процессы о возмещении морального вреда проходят в рамках Гражданского и Гражданско-процессуального кодекса.

Право на защиту законных интересов граждан РФ и иностранных подданных предоставляется Основным законом нашей страны, а точнее, 53 статьей Конституции.

Законодательством четко оговорены порядок рассмотрения дел, оценки доказательств и определение размера морального ущерба, что подлежит компенсации.

https://www.youtube.com/watch?v=Nvc7B1iPPfA

В процессе принятия решения суд руководствуется требованиями 46 статьи Конституции и положениями 25 главы соответствующего процессуального кодекса.

Истцами по делам о бездействии должностных лиц могут выступать как отдельные граждане, так и юридические лица, и общественные организации.

Инстанции

Компетентность судов по рассмотрению дело о возмещении причиненного морального среда определяется специальным постановлением Пленума Верховного суда.

Гражданский иск подается в суд общей юрисдикции с уплатой соответствующей пошлины.

Указанная инстанция осуществляет судопроизводство по делам о бездействии должностных лиц органов государственной власти.

Оспаривание бездействия военнослужащих осуществляется в гарнизонных судах, подобные дела в отношении высших должностных лиц государства рассматривается Верховным судом РФ.

В субъектах федерации такие процессы подведомственны их высшим судебным инстанциям.

Мировые суды не имеют права рассмотрения дел данной категории, в том числе и связанных с бездействием службы судебных приставов.

Судебная практика РФ

В последнее время наметилась тенденция к росту активности граждан и организаций в сфере защиты своих законных интересов.

Статистика наглядно показывает увеличение количества исков о возмещении морального вреда в 2020 году приблизительно на 10 %.

При этом количество положительных решений об удовлетворении предъявленных требований полностью или частично составляет порядка 28 %.

Все чаще суды становятся на сторону потерпевших и устанавливают достаточно высокие размеры компенсаций морального вреда причиненной бездействием должностных лиц. Наибольшее количество дел связано с незаконным уголовным преследованием со стороны правоохранительных органов.

Исковое заявление о возмещении морального вреда и материального ущерба Возмещение морального вреда

Ответственность за преступное бездействие: разновидности, статьи УК | Правоведус

Ответственность администрации за бездействие

Преступное бездействие, так же как и действие, наказывается уголовным законодательством, поскольку несовершение действий, которые лицо должно было совершить, но умышленно не сделало этого, может повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения этого вреда третьим лицам.

Однако стоит отметить, что с привлечением к уголовной ответственности за бездействие в практике сталкиваются очень редко.

Это связано с тем, что лишь небольшая часть уголовных дел имеют связь с преступным бездействием, не каждый факт бездействия лица может быть назван преступным.

О совершении преступного бездействия речь может идти только тогда, когда у лица имелась реальная возможность действовать, но этого не было сделано.

Разновидности бездействия

Преступное бездействие может быть выражено:

  • в воздержании от совершения общественно полезного действия, например — уклонение от воинской обязанности или от уплаты алиментов;
  • в несовершении определенных действий, направленных на предотвращение ущерба уже существующему благу, например  неисполнение обязанностей по охране имущества или по оказанию помощи лицам, находящимся в опасной ситуации.

Бездействие лица может представлять собой как пассивное поведение воздержание от какого-то конкретного действия, так и сопровождаться какими-то активными действиями, связанными с уклонением от выполнения обязанностей, например, переезд в другой город или уклонение от воинской обязанности.

Кроме того, бездействие может быть разовым одномоментным, или длящимся длительным уклонением от выполнения обязанностей.

При этом, если лицо уклоняется от выполнения обязанностей длительное время, преступное бездействие охватывает весь период.

Добровольное выполнение обязанности в этом случае может повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности, а в некоторых случаях даже меры поощрительного характера, в том числе денежные выплаты.

Наступление ответственности за преступное бездействие

Как уже писалось выше, не всякое бездействие следует считать преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить конкретное действие в силу прямого указания на это закона или иного нормативного акта, родственных либо других отношений, договорных, служебных или профессиональных обязанностей.

Как правило, банальная обязанность помогать ближнему не является правовой и носит исключительно моральный характер.

Таким образом, уголовная ответственность за бездействие наступает лишь в том случае, когда на лицо возложены обязанности действовать определенным образом, которые не реализовываются. Эту обязанность могут порождать следующие юридические факты и состояния:

  • законодательный или иной нормативный акт (например, инструкция может возлагать ответсственность совершить конкретные действия);
  • приговор или другое решение суда, которые являются обязательными для исполнения, злостное уклонение от исполнения такого решения является преступным;
  • родственные или другие взаимоотношения родители, опекуны, попечители и другие лица, возложившие на себя добровольно обязанность оказывать помощь человеку, неспособному позаботиться о себе самостоятельно в силу определенных обстоятельств, несут полную ответственность за неисполнение этих обязанностей (например, мать, оставившая своего новорожденного ребенка в закрытой коляске без пищи и воды на несколько дней, в результате чего наступила смерть ребенка, будет нести уголовную ответственность за убийство);
  • договорная, служебная, профессиональная обязанность некоторые профессии предусматривают исполнение лицами своих обязанностей даже во внерабочее время (например, врачи и сотрудники правоохранительных органов), в других случаях ответственность наступает только за бездействие в тот момент, когда лицо находилось на рабочем месте. Кроме того, ответственность наступает за невыполнение обязанностей, которые вытекают из трудового или иного договора, например, за невыплату заработной платы или ненадлежащее хранение имущества.

Важно! Когда лицо само своими действиями поставило в опасность причинения вреда объекты охраны уголовного права, оно несет полную ответственность за возможные последствия своих действий. При этом лицо должно иметь реальную возможность совершить требуемое действие в конкретной ситуации.

Какую статью предусматривает УК РФ за бездействие

В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи за преступное бездействие, следовательно, наказание за данный вид преступления будет зависеть от того, какие последствия повлекло за собой несовершение лицом конкретных действий. Например:

  • если медицинским работником без уважительной причины не была оказана медицинская помощь больному человеку, в результате чего его здоровью был причинен вред средней тяжести, тяжкий вред или смерть, медика привлекут к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 124 УК РФ;
  • в случае, если работодатель не выплачивает полностью или частично заработную плату сотрудникам, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 145.1 УК РФ;
  • когда гражданин не передает имеющиеся у него сведения о преступлении уполномоченному органу, он может быть привлечен к ответственности по статье 316 УК РФ (в данном случае лицо может быть освобождено об ответственности, если преступление было совершено супругом или иным близким родственником).

Ответственность должностного лица за бездействие

В вопросах ответственности за бездействие должностных лиц статья УК РФ, по которой виновному будет предъявлено обвинение, напрямую зависит от его должностных обязанностей и ситуации.

Так, например, ответственность за халатность недобросовестное отношение лица к своим служебным обязанностям, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов других лиц, предусмотрена статьей 293 УК РФ.

Кроме того, здесь можно говорить и о последствиях за несоблюдение лицом обязанности по исполнению требований охраны труда: когда должностное лицо было обязано соблюдать эти требования, но пренебрегло своей обязанностью, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или стало причиной его смерти.

О правах человека и предпринимательства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: