Статья 13 14 применение оружия военнослужащими

Содержание
  1. Статья 13 и 14 о применение оружия военнослужащими
  2. Статья 13 14 применение оружия военнослужащими
  3. Ограничения
  4. Дополнительно
  5. Пресечение незаконного захвата техники и боеприпасов
  6. Защита от нападения
  7. Закон об оружии
  8. Статья 21. Применение оружия
  9. 13 статья устава
  10. Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
  11. Применение оружия военнослужащими ВНГ России
  12. О вооружении нацгвардии
  13. О полномочиях военнослужащих нацгвардии
  14. Регламент на применение огнестрельного оружия
  15. Регламент на использование специальной и боевой техники
  16. Регламент на применение спецсредств
  17. Применение огнестрельного оружия: кто может применять и в каких случаях
  18. О чем говорится в законе
  19. В каких случаях полицейские могут применить оружие
  20. В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам
  21. В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими
  22. В каких случаях может применяться оружие частным охранником
  23. В заключение
  24. Статья 21. Применение оружия
  25. О задачах росгвардейцев
  26. Общие положения
  27. Оружие и спецсредства «по своему усмотрению». Какие изменения предлагают внести в работу силовиков
  28. Использование физсилы, спецсредств и оружия
  29. Запрет на съемку и спецтехника для подавления массовых беспорядков

Статья 13 и 14 о применение оружия военнослужащими

Статья 13 14 применение оружия военнослужащими

Статья акутальна на: Апрель 2021 г.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

а) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

б) для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов федеральной службы безопасности;

в) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

г) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

д) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

е) для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов федеральной службы безопасности, здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов;

ж) для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах «д» и «е» части первой настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности также имеют право применять оружие:

а) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащих органов федеральной службы безопасности об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

б) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудников органов федеральной службы безопасности;

в) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 настоящего Федерального закона;

г) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

д) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом «з.3» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Это важно знать:  Что нужно для службы по контракту

Запрещается применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему органов федеральной службы безопасности, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности, либо террористического акта.

Военнослужащий органов федеральной службы безопасности не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.

Статья 13 14 применение оружия военнослужащими

УГ и КС ограничивают права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, УГ и КС, действующий с 1 января 2008 г.

, имеет некоторые положительные тенденции в области правового регулирования применения оружия военнослужащими в ходе несения караульной службы: во-первых, установление обязанности не превышать пределы необходимой обороны и крайней необходимости; во-вторых, предписание при необходимости использовать не оружие, а специальные средства и физическую силу; в-третьих, указание о минимизации вреда при применении оружия и специальных средств.

https://www.youtube.com/watch?v=6RXl3gjc8eU

Оценивая состояние правового регулирования применения оружия, боевой техники и специальных средств военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации при обеспечении режима контртеррористической операции, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Пункт 1 ст.

9 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

Ограничения

Как и в рассмотренных выше нормативных положениях, ФЗ устанавливает ряд запретов. Не допускается применять оружие против несовершеннолетних, если возраст их известен либо очевиден, женщин и граждан, которые имеют явные признаки инвалидности.

Исключением являются ситуации, когда от данных субъектов исходит прямая угроза. Закон об оружии предписывает лицам, применившим его, сообщать о каждом таком случае в ОВД по месту происшествия.

Дополнительно

В законе устанавливаются запреты для владельцев оружия, касающиеся его ношения.

Соответственно, применение оружия военнослужащими может разрешаться после оценки соразмерности потенциального вреда и причиняемого в ответ ущерба.

Пресечение незаконного захвата техники и боеприпасов

В данной ситуации имеет место оборона объекта. Относительно этого условия вполне можно применить приведенную выше аргументацию.

Военная техника и боеприпасы считаются меньшими ценностями, чем человеческая жизнь. В данной ситуации признак соразмерности вероятного и причиненного ущерба с уголовно-правовым критерием не совпадает.

Защита от нападения

Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС.
При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно.

Дежурный по полку капитан Королев».

О прибытии перечисленных лиц дежурный по полку немедленно докладывает командиру полка или лицу, его замещающему.

В том случае, когда прибывшего командира (начальника) встречает командир полка и докладывает ему, дежурный по полку только представляется.

В случае прибытия в полк генералов и адмиралов, не указанных в настоящей статье, а также старших офицеров не своей воинской части дежурный по полку только представляется им.

Например: «Товарищ генерал-майор. Дежурный по полку капитан Петров».

Затем он сопровождает их к командиру полка или лицу, его замещающему.

Другие военнослужащие не своей воинской части после выяснения их личности и цели прибытия при необходимости пропускаются в полк по разовым пропускам.

Помощник дежурного по полку

Закон об оружии

В нормативном акте содержатся предписания, распространяющиеся на граждан страны. В первую очередь лица могут применять оружие, которое находится у них на законных основаниях, для защиты собственности, здоровья, жизни в крайних случаях и при необходимой обороне.

Перед тем как его использовать, гражданин обязан предупредить субъекта, против которого оно направлено, о действиях, которые он собирается совершить.

Исключение составляют ситуации, когда промедление создает непосредственную угрозу для жизни людей либо может спровоцировать другие тяжкие последствия.

знать наличие личного состава в подразделениях батальона, вести учет служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, времени привлечения их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также предоставления им дополнительных суток отдыха (времени отдыха);

подготавливать и своевременно направлять в штаб полка сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также о времени, не засчитываемом в срок военной службы (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), и другие необходимые донесения.

Заместитель командира батальона

организовывать своевременную стирку нательного и постельного белья, полотенец, портянок (носков) и санитарно-хозяйственного имущества в прачечной;

обеспечивать выполнение требований безопасности при эксплуатации технических средств и выполнение санитарных требований на объектах службы;

проверять не реже одного раза в два месяца наличие (согласно учетным данным полка) и состояние вещевого и хозяйственного имущества в подразделениях и на складах полка, а также условия его хранения и сбережения.

Командир отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга), заместители командира отдельного батальона и начальники служб

Статья 21. Применение оружия

Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники. 3.

Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов. 4.

Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии. 5.

Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

13 статья устава

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия: при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов; при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения. Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

https://www.youtube.com/watch?v=5IYfeP0UD9M

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Две данные статьи в качестве объекта правовой зашиты предусматривают воинскую дисциплину и порядок как первостепенные принципы, обеспечивающие эффективность государственного управленческого воздействия на военную социальную систему. Т.е.

оружие может быть применено для защиты государственных интересов от посягательств на принцип единоначалия в армии. Внешне данная норма может быть отнесена к необходимой обороне вышеуказанных объектов уголовно-правовой охраны.

Кроме того, если в означенных целях командир приказывает применить оружие своему подчиненному, то в действиях подчиненного может усматриваться правомерное исполнение приказа. Если законность приказа, в предусмотренной нормой обстановке, не вызывает вопросов с точки зрения условий правомерности предусмотренных ст.

42 УК РФ, то в отношении необходимой обороны имеются определенные сомнения.

И в первую очередь, по признакам, содержащимся в ч.

Следующая

Применение оружия военнослужащими ВНГ России

Статья 13 14 применение оружия военнослужащими

Время чтения: ~4 минуты Елена Павлова 429

Войска Национальной гвардии (ВНГ), иначе Росгвардии, находятся в прямом подчинении Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил (ВС) России. Целевым предназначением военизированной структуры является охрана безопасности Российского государства и общества.

Правовая основа, отражающая деятельность росгвардейцев – Федеральный Закон (ФЗ) №226. Применение оружия военнослужащими ВНГ входит в список узаконенных полномочий. Военно-территориальное деление ВНГ – это 8 округов, входящих в состав Российской Федерации (Восточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Центральный, объединенный Северо-Западный и Северо-Кавказский).

О вооружении нацгвардии

В арсенале ВНГ имеются различные виды вооружения и военной техники:

  • электрошокеры, наручники;
  • пистолеты, пистолеты-пулеметы, пулеметы;
  • снайперские винтовки, автоматы, гранатометы;
  • автомобили и бронеавтомобили;
  • военно-транспортные самолеты и вертолеты;
  • артиллерийское вооружение.

Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками Нацгвардии регламентирован 21-ой статьей ФЗ, применение физического воздействия – 18-ой статьей, использование спецсредств – 20-ой статьей. Правила использования боевой и специальной техники прописаны в 22-ой статье ФЗ.

Дополнением к ФЗ является Приказ №128 о порядке ношения, хранения, выдачи оружия и спецсредств.

Использование оружия и военной техники, разрешение на оцепление территорий и помещений обусловлено задачами, для выполнения которых сформированы войска НГ:

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

  • участие в контртеррористических военных операциях по ликвидации террористических и экстремистских организаций;
  • обеспечение безопасности общественного порядка, секретных и особо важных грузов, охраны режимных спецобъектов государственной важности;
  • поддержка сотрудников ФСО, полиции, ФСБ, МЧС, таможни, военнослужащих ВС РФ;
  • блокирование территорий при авариях, ликвидации катастроф, розыске беглых преступников и уклонистов от службы в армии, проверке информации и обнаружении взрывчатки (полномочия на блокирование помещений и оцепление местности отражены в статье 13 ФЗ);
  • обеспечение личной безопасности определенной категории граждан РФ и иностранных государств (по специальному распоряжению Президента);
  • оказание помощи в организации правового режима в стране (локальной точке государства) в военное время и при чрезвычайных ситуациях (ЧС);
  • осуществление контроля над исполнением законодательных актов России в области оборота наркотиков и оружия;
  • контроль над соблюдением правового поля частными охранными структурами и лицензированными детективами.

Военнослужащие Росгвардии по необходимости принимают участие в боевых действиях по защите территориальной целостности государства. Подробные сведения об организации, деятельности, обеспечении и т.д. отражены в Едином типовом уставе ВНГ.

О полномочиях военнослужащих нацгвардии

В неполный перечень полномочий, данных росгвардейцам, входят следующие действия:

  • остановка граждан с целью проверки документов;
  • задержание и доставка в ОВД лиц, предположительно совершивших преступление;
  • требование соблюдения правопорядка и прекращения незаконных действий;
  • пресечение нарушение общественного порядка;
  • блокировка территории, оцепление здания и помещения;
  • вскрытие и досмотр автомобилей и иных транспортных средств, нарушивших порядок;
  • перекрытие движения автотранспорта;
  • проникновение в учреждения, жилые помещения в целях устранения угрозы жизни.

Военнослужащие Росгвардии имеют право применять огнестрельное оружие, физическое воздействие, спецсредства в ситуациях, обозначенных ФЗ «О ВНГ РФ».

Регламент на применение огнестрельного оружия

Право на индивидуальное применение оружия (либо при коллективных операциях в составе подразделения) реализуется военнослужащим Нацгвардии в следующих ситуациях:

  • защита гражданского населения и военнослужащих при посягательстве на их жизнь и здоровье;
  • предупреждение попыток захвата техники, оружия, проникновения на территории ВНГ;
  • задержание потенциальных преступников, застигнутых на месте преступления;
  • побег преступников из мест заключения, попытки освобождения преступников третьими лицами;
  • освобождение заложников;
  • подача сигнала для вызова подкрепления, предупредительного сигнала в случае тревоги и опасности;
  • отражение вооруженного нападения на сотрудников Нацгвардии;
  • нейтрализация животных, угрожающих жизни и здоровью граждан;
  • взлом замков и иных устройств при необходимости проникновение в учреждение и жилое помещение.

Сотрудникам войск национальной гвардии запрещено использовать оружие в отношении инвалидов, беременных женщин, несовершеннолетних граждан. Исключением являются ситуации отражения вооруженного нападения со стороны указанных лиц.

Неправомерным является применение оружия в местах большого сосредоточения людей. Исключение составляют ситуации отражения нападения, пресечения теракта, освобождение заложников, защиты объектов особой государственной важности.

Регламент на использование специальной и боевой техники

Бойцы Росгвардии уполномочены использовать боевую и специальную технику, составляющую арсенал войск ВНГ, в случаях освобождения заложников, защиты гражданского населения и военнослужащих, принудительной остановки (перехвата) автомобилей и иного транспорта, представляющего угрозу жизни, здоровью людей, целостности гособъектов и особо важных грузов.

За нарушение порядка применения военной техники и оружия и причиненный вред, росгвардейцы привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, уголовной ответственности (в зависимости от ситуации и состава правонарушения или преступления).

Применение оружия военнослужащими происходит согласно 18-22 статей ФЗ

Регламент на применение спецсредств

Право на использование специальных средств предоставлено:

  • для задержания преступников (лиц, подозревающихся в совершении преступления), организаторов массовых нарушений общественного порядка, при оказании ими вооруженного и физического сопротивления росгвардейцам;
  • в случае нападения на сотрудников Нацгвардии.

Спецсредства допускаются к использованию для пресечения административных правонарушений. Военнослужащие Росгвардии обладают правом применения огнестрельного оружия в опасных ситуациях, установленных Федеральным Законом «О ВНГ РФ».

Применение огнестрельного оружия: кто может применять и в каких случаях

Статья 13 14 применение оружия военнослужащими

Во всяком цивилизованном государстве есть такое понятие как применение огнестрельного оружия. Имеется такое понятие и в Российской Федерации. Из чего, по понятным причинам, возникает множество вопросов.

В частности: кто именно может применить огнестрельное оружие, каковы условия применения, какова в этом случае ответственность, в отношении кого закон позволяет применять оружие, а в отношении кого – не позволяет (то есть, каковы пределы применения оружия) и так далее. Попытаемся отыскать ответы на все эти вопросы.

О чем говорится в законе

Применение оружия в России оговорено несколькими законами. На эту тему, в частности, говорит закон «Об оружии», о том же говорится в законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», о том же самом говорит и федеральный закон (ФЗ) «О полиции». Всё это правовые основы применения огнестрельного оружия.

В каких случаях полицейские могут применить оружие

В «Законе о полиции» (в частях 1-3 статьи 23) перечислены все ситуации, дающие право сотруднику полиции на применение служебного оружия. Там же оговорено, что помимо перечисленных ситуаций, все прочие попытки применения оружия должны считаться незаконными, а, следовательно, и недопустимыми.

Итак, каков порядок применения оружия полицейскими? Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается:

  • Если полицейский защищает граждан, на которых совершается нападение с угрозой их жизням. При этом уточняется, что таковым следует считать нападение, которое причинит увечье или приведет к гибели гражданина;
  • Если полицейский видит, что кто-то нападает на другого полицейского, причем такое нападение угрожает жизни (здоровью) того полицейского, на которого нападают, либо нападающий делает попытки отнять у полицейского его табельное оружие.

Если же полицейский, выполняя свои профессиональные обязанности, совершает какие-либо иные действия с табельным оружием (например, вытаскивает его из кобуры, передергивает затвор или даже кого-то бьет пистолетом), то это в соответствии с законом, не считается применением оружия.

Помимо этого, тот же самый закон говорит и о других случаях применения оружия и специальных средств полицией. В частности, применение огнестрельного оружия с применением физической силы допустимо:

  • Если злоумышленник пытается угнать полицейский автомобиль, а равно любую другую принадлежащую полиции технику. Правда, здесь закон указывает, что применяя оружие, полицейский должен предварительно выстрелить вверх;
  • Когда злоумышленник сознательно не желает сдавать оружие, взрывчатку или радиоактивное вещество, незаконным образом находящиеся у него. Здесь, впрочем, перед реальным применением полицейский вначале обязан зримо продемонстрировать, что он может применить огнестрельное оружие. А вот когда злоумышленник не пожелает подчиниться требованию полицейского, и, наоборот, начнет готовить оружие для стрельбы либо швырять в полицейского, а равно и граждан всяческими опасными средствами (взрывчатка, радиоактивные вещества и т. п.), то здесь против него возможно применение физической силы, а также огнестрельного оружия. Кроме того, здесь закон позволяет также применить какое-либо спецсредство;
  • Когда надобно освободить заложников. Здесь, впрочем, применение оружия сотрудником полиции разрешается только против тех, кто реально может совершить убийство заложников либо нанести им какой-либо вред. Против всех прочих лиц оружие применять не разрешается, а допустимо лишь применение физической силы;
  • Если полицейский пытается задержать опасного преступника, совершающего преступление особой тяжести. Здесь, перед тем как использовать огнестрельное оружие, работник полиции должен быть убежден, что преступление совершается реально. Перед использованием оружия полицейский должен предварительно выстрелить вверх, и только если злоумышленник не пожелает прореагировать на предварительный выстрел или, наоборот, попытается убежать, лишь тогда возможен выстрел на поражение. Если же полицейский до конца не убежден в реальных преступных действиях злоумышленника, то тогда лишь возможно применение физической силы или спецсредств;
  • Когда происходит вооруженное нападение на принадлежащие государству учреждения либо – частные заведения;
  • Когда преступник убегает из тюрьмы или из-под конвоя. Если сообщники пытаются беглецу помочь, то и против них закон позволяет применить оружие. Здесь также возможно и применение физической силы.

Впрочем, это еще не весь перечень. Еще закон определяет другие ситуации применения оружия работниками полиции.

Итак, дополнительное применение полицией оружия может быть:

  • Когда сотрудник ГИБДД пытается остановить подозрительное транспортное средство. Здесь закон позволяет применять также различные спецсредства. Однако когда применяемые спецсредства не оказали должного воздействия, то можно применить и огнестрельное оружие. При этом прежде надо предварительно выстрелить вверх, а затем открыть огонь на поражение – но не сидящего за рулем злоумышленника, а самого транспортного средства;
  • Когда надо обезвредить гражданина, который причиняет опасность другим гражданам и не желает слушать полицейских, предлагающих ему прекратить безобразия;
  • Когда нужно обезвредить опасное и дикое животное, реально угрожающее людям;
  • Когда возникает необходимость отпереть замок, из-за которого полицейские не могут попасть внутрь помещения. Здесь, разумеется, речь идет не о любом замке и помещении, а лишь о тех, в которые полицейские пытаются проникнуть по предписанию закона.

Закон о применении оружия (ст. 23 «Закона о полиции») не только разрешает, но также и запрещает какое бы то ни было применение оружия:

  • Нельзя стрелять в женщин, а также в несовершеннолетних лиц и в инвалидов, когда отчетливо видно (либо полицейский знает каким-то другим образом), что это именно женщины, инвалиды либо несовершеннолетние. Правда, здесь возможно исключение. Если перечисленные категории лиц оказывают полицейскому вооруженное сопротивление, а также группой или применяя оружие, нападают на мирных граждан;
  • Не применяется оружие при скоплении посторонних людей (даже если злоумышленник явно совершает противоправное деяние), потому что в этом случае можно навредить ни в чем не повинным людям.

Это исчерпывающий перечень применения полицией огнестрельного оружия, который определил законодатель.

В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам

Рядовые граждане, обитающие в России, также могут применить огнестрельное оружие. Таким правом их наделил федеральный закон «Об оружии». При этом в закон оговаривается, что стреляя из огнестрельного оружия, российский гражданин обязан иметь четкое осознание: если он превысит степень необходимой самообороны, то понесет ответственность.

Итак, при каких обстоятельствах и условиях гражданин вправе применять огнестрельное оружие:

  • Если нужно защитить собственную жизнь, а равно жизни близких, либо здоровье с имуществом, и при этом стрелок осознает, что иными способами это сделать невозможно;
  • Перед выстрелом гражданин должен сообщить о том субъекту, в которого он намерен стрелять;
  • По закону можно выстрелить, не предупредив, но лишь тогда, когда из-за промедления сам стрелок либо посторонние лица реально могут лишиться жизни;
  • Самообороняясь посредством огнестрельного оружия, стрелок ни в коем случае не должен причинить вред непричастным лицам.

В женщин, несовершеннолетних и инвалидов гражданину стрелять запрещается, кроме случаев, если они совершают преступное нападение группой или нападение с оружием.

Если уж так случилось, что гражданин выстрелил в порядке самозащиты, то об этом он должен как можно скорее уведомить полицию. Если при этом нападавший оказался ранен, то стрелявший должен оказать меры первой помощи, а также вызвать скорую помощь.

В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими

Военнослужащие могут применять оружие в соответствии с воинским Уставом караульной службы, а также в некоторых других, предусмотренных специальными воинскими законами случаях. Понятно, что речь здесь идет о мирном времени: у военного времени свои законы.

Итак, когда конкретно военнослужащий может применить оружие:

  • Когда кто-то нападает на подлежащий охране объект, а также на иные армейские объекты. При этом применение оружия часовым должно осуществляться в соответствии с уставом: вначале – выстрел вверх, а затем – огонь по злоумышленникам;
  • Когда злоумышленники хотят захватить оружие, воинскую технику и другое армейское имущество. Здесь предварительного выстрела не требуется, разрешается сразу же стрелять по захватчикам;
  • Когда необходимо задержать лиц, от которых исходит угроза применения оружия, а сдавать оружие они отказываются.

В соответствии с воинскими законами, командир подразделения имеет право на собственноручное применение оружия (или вправе отдать соответствующий приказ), если в воинской части возник бунт, и предотвратить его иными способами невозможно.

В каких случаях может применяться оружие частным охранником

Частные охранники, осуществляющие охрану вверенного им объекта, также могут применить огнестрельное оружие. Это им позволяет «Закон о частной детективной и охранной деятельности». В статье 16 настоящего закона есть точное определение, в каких именно случаях частный охранник может выстрелить, не предупреждая о том злоумышленника:

  • Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья;
  • Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.

Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет.

Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта.

Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.

В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом. Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.

Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией. В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие. В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.

В заключение

Обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное.

Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях.

Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.

Статья 21. Применение оружия

Статья 13 14 применение оружия военнослужащими

Войска Национальной гвардии (ВНГ), иначе Росгвардии, находятся в прямом подчинении Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил (ВС) России. Целевым предназначением военизированной структуры является охрана безопасности Российского государства и общества.

Правовая основа, отражающая деятельность росгвардейцев – Федеральный Закон (ФЗ) №226. Применение оружия военнослужащими ВНГ входит в список узаконенных полномочий. Военно-территориальное деление ВНГ – это 8 округов, входящих в состав Российской Федерации (Восточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Центральный, объединенный Северо-Западный и Северо-Кавказский).

О задачах росгвардейцев

Использование оружия и военной техники, разрешение на оцепление территорий и помещений обусловлено задачами, для выполнения которых сформированы войска НГ:

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

  • участие в контртеррористических военных операциях по ликвидации террористических и экстремистских организаций;
  • обеспечение безопасности общественного порядка, секретных и особо важных грузов, охраны режимных спецобъектов государственной важности;
  • поддержка сотрудников ФСО, полиции, ФСБ, МЧС, таможни, военнослужащих ВС РФ;
  • блокирование территорий при авариях, ликвидации катастроф, розыске беглых преступников и уклонистов от службы в армии, проверке информации и обнаружении взрывчатки (полномочия на блокирование помещений и оцепление местности отражены в статье 13 ФЗ);
  • обеспечение личной безопасности определенной категории граждан РФ и иностранных государств (по специальному распоряжению Президента);
  • оказание помощи в организации правового режима в стране (локальной точке государства) в военное время и при чрезвычайных ситуациях (ЧС);
  • осуществление контроля над исполнением законодательных актов России в области оборота наркотиков и оружия;
  • контроль над соблюдением правового поля частными охранными структурами и лицензированными детективами.

Военнослужащие Росгвардии по необходимости принимают участие в боевых действиях по защите территориальной целостности государства. Подробные сведения об организации, деятельности, обеспечении и т.д. отражены в Едином типовом уставе ВНГ.

Общие положения

Анонсированные выше правила, установленные в «Уставе Гарнизонной и Караульной Служб Вооруженных Сил Российской Федерации», обязательны для изучения, а главное — понимания, для всех военнослужащих без исключения.

Данный нормативно-правовой документ достаточно обширен, так как определяет огромное количество нюансов, с которыми может встретиться военный при несении караульной службе. Например, в качестве демонстрации можно привести выдержки из ч. 2 гл.

4 данного устава, а именно:

Оружие и спецсредства «по своему усмотрению». Какие изменения предлагают внести в работу силовиков

Статья 13 14 применение оружия военнослужащими

На Национальном правовом портале опубликован проект Закона «Об изменении законов». В нем, например, указано, как и когда силовики могут применять оружие. TUT.BY публикует некоторые выдержки из документа.

Снимок используется в качестве иллюстрации

Использование физсилы, спецсредств и оружия

Новый документ предлагает внести изменения в несколько существующих законов — «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», «О Государственной границе Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» и другие.

В частности, внесены изменения, которые регламентирует применение физической силы, спецсредств, боевой и специальной техники, а также оружия для сотрудников органов внутренних дел (то есть милиции) и военнослужащих внутренних войск.

А кроме того — для военнослужащих, должностных лиц таможни, сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей по охране Государственной границы; для пограничников, военнослужащих, которые проходят срочную военную службу в органах пограничной службы, и сотрудников органов государственной безопасности.

Ранее оружие и спецсредства разрешалось применять, «если иными способами выполнение возложенных на них задач не представляется возможным».

В новой редакции указано, что силовики имеют право применять их «по своему усмотрению с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя, руководствуясь требованиями настоящего Закона».

Но, как и ранее, до применения физической силы, спецсредства, оружия, боевой и специальной техники, сотрудник должен предупредить об этом человека, против которого он собирается применять данные средства или приемы. Исключение составляют случаи, когда «промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни» военнослужащего внутренних войск или других людей либо же «может повлечь иные тяжкие последствия».

При этом, если представитель силового ведомства использует, например, оружие или спецсредства, он, учитывая обстановку, «обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан». А также должен сделать все, чтобы пострадавший немедленно получил медицинскую помощь.

Законопроект также пополнился важным уточнением, которого не было в предыдущих редакциях действующих законов. Милиционер (военнослужащий внутренних войск и т.д.

) «не несет ответственностиза вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения или использования оружия, если применение физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применение или использование оружия осуществлялось в соответствии с требованиями настоящего Закона». Однако в случае применения спецсредств или оружия с нарушением требований законодательства он понесет ответственность.

TUT.BY

Запрет на съемку и спецтехника для подавления массовых беспорядков

Проект Закона также предлагает внести изменения в Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

Например, в статье 24 «Права органов внутренних дел» указано, что сотрудники органов внутренних дел смогут «запрашивать и получать на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведения из информационных систем, в том числе содержащих персональные данные, и иметь доступ, включая удаленный, к информационным системам, в том числе содержащим персональные данные, по письменному запросу или на основании соглашения, заключенного с собственником (владельцем) информационной системы».

В статье 25 этого же Закона — «Права сотрудников органов внутренних дел» предлагают, чтобы сотрудники органов внутренних дел могли «запрещать гражданам осуществление видеозаписи, фото- и киносъемки».

Статья 30 (Применение боевой и специальной техники) пополнится пунктом, при котором боевую и специальную технику смогут использовать «в случае пресечения массовых беспорядков».

Отметим, что 2 апреля проект Закона принят Палатой представителей в первом чтении. Затем депутаты должны рассмотреть его во втором чтении. Позже, в случае одобрения, документ должен попасть в Совет Республики и на подпись к Александру Лукашенко. После официальной публикации поправок обновленный Закон вступит в силу.

О правах человека и предпринимательства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: